Главным тренером сборной России по лыжным гонкам станет Мати Алавер, который с 1992 года возглавляет команду Эстонии – и подготовил двукратного олимпийского чемпиона, двукратного чемпиона мира Андрюса Веерпалу и призера Олимпийских игр и чемпионата мира Яака Мяэ.
- Мати, вы действительно дали согласие возглавить сборную России?
- Мне сейчас очень неловко говорить об этом, так как я имею действующий контракт с Лыжным союзом Эстонии.
- Но вы получили соответствующее предложение от президента Федерации лыжных гонок России Елены Вяльбе?
- (После паузы). Задавайте следующий вопрос. Предлагаю просто поговорить о лыжных гонках в России и Эстонии.
- Хорошо. Вы давно знакомы с Вяльбе?
- Я прекрасно помню Елену, когда она еще тренировалась в Магадане у Виктора Максимовича Ткаченко и носила фамилию Трубицына. Она ворвалась в юниорскую сборную СССР – и сразу начала выигрывать. Перейдя в молодежную команду, стала лидеров. И когда попала в национальную сборную, начала побеждать на этапах Кубка мира. Так ярко в большом спорте на моей памяти не дебютировал никто. Вяльбе – действительно великая спортсменка. Лично мы познакомились в 1989 году. Лене тогда еще не исполнился 21 год, а она с блеском выступила на чемпионате мира в Лахти, выиграв две золотые медали в личных гонках. Знал я и её будущего мужа Урмаса Вяльбе. Не скажу, что мы были близкими друзьями, но всегда относились друг к другу с уважением.
- А вы чем занимались в 1989 году, когда познакомились с Вяльбе?
- В 1976 году закончил факультет физкультуры Тартуского университета. И затем 20 лет, до 1996 года, работал преподавателем кафедры физвоспитания в родном университете. И параллельно тренировал лыжников. В 1989 году я был молодым тренером.
- Как потом складывалась ваша тренерская карьера?
- В 1992 году я стал главным тренером сборной Эстонии. Четыре года совмещал работу с преподавательской деятельностью, потом ушел из университета и – сосредоточился на практической работе с национальной командой. С 1992 года я работаю с Андрюсом Веерпалу и Яаком Мяэ. Первого успеха мои ученики добились в 1998 году на Олимпийских играх в Нагано. В гонке на 10 км классическим стилем Мяэ стал шестым, а Веерпалу – восьмым. А с 1999 по 2010 год три эстонских лыжника – Мяэ, Веерпалу и Кристина Шмигун – на троих выиграли на чемпионатах мира и Олимпийских играх 17 медалей. Маленькая Эстония занимает пятое место в неофициальном командном зачете пятое место в мире! Но я сразу хочу сказать, что со Шмигун я лично не работал, ее тренировал отец Анатолий Шмигун.
- Веерпалу регулярно выигрывает медали на чемпионатах мира и Олимпийских играх, в том числе и золотые, но редко проявляет себя на этапах Кубка мира и вообще уходил в тень в периоды между крупными соревнованиями. Это результат вашей тренерской стратегии?
- В чем-то да, а в чем-то нет. Андрюс и Яак всегда неважно выступали в коньковом ходе. Извините за каламбур, но этот стиль – не их конёк. Поэтому и получалось, что в общем зачете Кубка мира у Веерпалу лучший результат за все годы – седьмое место. Но когда в начале сезона было несколько гонок классикой, ребята находились в числе лидеров. А вы правы вот в чем: у Эстонии нет мощного тыла, нет длинной скамейки запасных, нет серьезной конкуренции. У нас всего три высококлассных лыжника, которые потенциально готовы бороться за золотые медали на самых крупных стартах. И главный, самый ответственный момент в нашей работе – подготовительный период перед Олимпийскими играми и чемпионатом мира. Нам нельзя ошибиться, поэтому к планированию подготовки, к самой работе мы подходим очень серьезно, учитываем все возможные нюансы. У России больше выбор спортсменов, и есть больше возможностей для экспериментов.
- Мати, на ваш взгляд, в чем причина затянувшейся полосы неудач российских лыжников в последние годы, которая началась после Олимпийских игр в Турине?
- Я абсолютно убежден, что потенциал российских лыжников – самый высокий в мире. Нигде, ни в одной стране мира нет такого количества любителей бега на лыжах и такого количества квалифицированных тренеров. Я своими учителями считаю именно советских и российских специалистов – Виктора Иванова, Николая Лопухова и других. Культура подготовки спортсменов-лыжников в России никуда не пропала. А в чем причина отсутствия результатов? Я, хотя и общаюсь регулярно с российскими тренерами, не возьмусь назвать какую-то одну, главную причину неудач. Очевидно, что свой потенциал нынешнее поколение сборной России не раскрыло. Я думаю, что КПД российских лыжников получается самым маленьким из числа стран-лидеров в нашем виде спорта из-за чьих-то просчетов. И я вижу много резервов для выправления ситуации. Начнем с того, что в организационном плане Россия не должна уступать тем же норвежцам, немцам, французам и итальянцам. Обязательно должна быть создана единая команда, куда собираются лучшие спортсмены, привлекаются лучшие тренеры, сервисмены, врачи и т.д. Этой команде необходимо создать самые лучшие условия, не уступающие условиям, которые имеют главным соперникам. Задача других тренеров, работающих в командах младших возрастов или в регионах – готовить спортсменов для главной сборной страны. Эту систему не я придумал, так было в советские годы, это приносило результат. Не надо изобретать велосипед заново. При этом сборная не должна быть закрытой. И у тренеров не должно появиться чувство обреченности: мол, мой спортсмен все выигрывает, а в сборную его не приглашают. Не должно быть и такого, что тренер удерживает спортсмена, не доверяя специалистам в сборной. Нужно четко выстроить пирамиду, где всё работает на конечный результат. Должна быть конкуренция между различными тренерскими командами, клубами, но это не должна быть конкуренция со сборной. Сборная страны – вершина пирамиды. Большой резерв у России в подготовке лыж. В Норвегии на эти цели выделяются серьезные деньги, поэтому неудивительно, что норвежские технологии изготовления и обработки лыж значительно опережают всех. Огромные резервы у россиян в плане восстановления, реабилитации, медицинского обеспечения. И получится: там пол-процента от итогового результата потеряли, здесь пол-процента забыли, вот тут пол-процента не додумали… Если бы Легкову и Вылегжанину на Играх в Ванкувере добавить эти процент-полтора – они бы стали олимпийскими чемпионами!
- Последние несколько лет российские лыжные гонки, вообще циклические виды спорта, захлестнула волна допинговых разоблачений...
- (Перебивает). Главное, что должны понять российские спортсмены, тренеры, функционеры, все, кто работает в лыжных гонках – можно выигрывать и без допинга. Я это знаю на своём опыте. У нас в Эстонии нет денег на разработки новых допингов, которые невозможно обнаружить в современных лабораториях. Но мы не используем допинг не по этой причине, а потому что так – спокойнее. И нам до последнего времени удавалось выигрывать золотые медали на Олимпийских играх и чемпионатах мира! В России надо поменять философию спорта высших достижений. Не надо устраивать гонку вооружений в фармакологии. Поверьте, это тупик.
Источник: Агентство спортивной информации «Весь спорт», Виктор Лимасов