Лидер сборной России по биатлону Ольга Зайцева (участница программ «Турин-2006», «Олимпийские достижения-2006», «Ванкувер-2010») в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Татьяне Паповой рассказала подготовке к сезону, а также поделилась впечатлениями о работе тренера Вольфганга Пихлера.
- Ольга, до начала нового сезона осталось совсем немного времени. С какими чувствами ждете старта соревнований?
- С самыми трепетными (смеется)!
- Из-за травмы плеча вы вынуждены были приступить к тренировкам позже своих подруг по сборной и готовились по индивидуальному графику. Как оцениваете сейчас свою форму?
- К тренировкам я приступила в конце июля, так что пропустила всего два сбора. Мои тренировки отличались только в самом начале чуть-чуть интенсивностью, потому что девочки уже тренировались два месяца, а я только начала. Я медленнее тренировалась и из-за плеча не выполняла силовую работу на руки. Это продолжалось месяца два, а сейчас я в том же русле, что и команда, выполняю ту же работу. Я всегда с ними шла по графику. Было, что я иду на велосипеде кататься, а они идут бегать, но это нормальное явление.
- Первая эмоция была неприязнь - из-за того, что он говорил про нас раньше, про допинг. Потом мы встретились, много разговаривали, а когда я приехала на сборы, увидела, какое отношение, то мнение изменила окончательно. Нам было нормально работать. У него есть задатки психолога. Он разговаривает с каждой спортсменкой, хочет понять, объяснить, почему это надо делать так, а не иначе. Спортсменки тоже не боятся, задают вопросы: почему нужно столько-то делать, а давайте столько-то сделаем. А он объясняет, почему нужно сделать именно столько. Идет полный контакт.
- Ощущается разница, как работают российские тренеры и он?
- У него методика та же самая, что и у наших тренеров, только наши тренеры, грубо говоря, делают все деревянно, а иностранцы более современно. То есть, как у нас Россия на сколько-то лет отстает от Европы, так и наши тренеры отстают. Хотя я не скажу, что у нас плохие тренеры. Мы имели результат с нашими тренерами без иностранцев, у нас есть профессионалы.
- На днях сборная России отправляется в Финляндию на первый снег. Однако некоторые спортсмены, выступающие за другие команды, начинают тренироваться на снегу еще летом, отправляясь в Новую Зеландию, как, например, Анастасия Кузьмина. Как вы считаете, подобный опыт мог бы пойти на пользу российским спортсменам?
- Если бы я была на индивидуальной подготовке, ездила одна и мне бы выделяли деньги, личного тренера, массажиста и доктора, я бы тоже ездила и экспериментировала. Но для нашей системы и для нашей сборной с таким количеством людей это невозможно. Почему Настя так делает? Думаю, потому что она ездит одна, и там все делается для нее. Она - лидер (сборной Словакии), и им проще это организовать, поэкспериментировать, попробовать, чем нам. С нашими тренерами мы стопроцентно никуда бы не поехали, и Вольфганг точно такой же принципиальный. У него есть свои методы, наработки, и он не будет пробовать того, чего не знает. Он имеет многолетний тренерский опыт. Так рисковать, я думаю, всей командой никто не будет.
- А лично вам было бы интересно попробовать?
- Ну, если бы я была лет на десять моложе, я бы попробовала (смеется). А сейчас я уже состоявшийся взрослый человек, и я знаю, как мне лучше и что мне надо.
- В этом сезоне этап Кубка мира впервые пройдет во французском Анси. Вы что-то знаете об этом городе, трассе?
- Я во Франции соревновалась один раз, это было на чемпионате Европы. Франция - это горы, там будет очень тяжело. Я много разговаривала на эту тему с мужем, потому что он хорошо знает эти места, какие там расстояния. Первое впечатление, которое у меня сформировалось по его словам, что нам далеко придется ехать. А так, в принципе, мы все это стойко вынесем. Нам придется это сделать.
- Ваши сын и муж будут ездить с вами на этапы Кубка мира?
- Нет, сына я уже оставила с папой. Мое время кончилось (смеется). На зиму он остается с отцом. Это мотание просто нереально.