Трехкратный призер чемпионатов мира Максим Максимов (участник программ «Турин-2006», «Ванкувер-2010»), который проходит курс реабилитации после лечения межпозвоночной грыжи, в интервью агентству "Р-Спорт" рассказал, как проходит процесс восстановления и поделился планами на будущее.
- Максим, скажите, почему вас нет с командой, что случилось?
- Это случилось на сентябрьском сборе в Тюмени, перед чемпионатом России. На одной из тренировок я почувствовал боль в области лопаток, но не придал этому значения, продолжал тренироваться. Думал, просто потянул мышцу, такое случается в работе. А в один прекрасный момент уже ничего не мог делать - я был вопросительным знаком, не мог терпеть боль, а моя правая рука просто болталась. Дальше было несколько странных недель, когда мне ставили неправильные диагнозы и лечили от несуществующей межреберной невралгии, боль не уходила, и только на командном УМО в ФМБА им. Бурназяна врачи выяснили правильный диагноз. Обследование показало, что у меня две межпозвоночные грыжи и пара протрузий. И все это с болевым синдромом. Врачи сразу рекомендовали лечь в больницу. Находясь в стационаре, я проходил медикаментозное лечение, доктора мне полностью исключили физическую нагрузку, чтобы снять болевой синдром. Разумеется, о дальнейшей подготовке к сезону можно было забыть, так как любая нагрузка вызывала боль.
- Как вы сейчас себя чувствуете?
- Сейчас мне гораздо лучше. После трехнедельного лечения в стационаре боль вроде ушла, и меня перевели на дневной стационар, я уже вторую неделю прохожу реабилитацию под наблюдением врачей. Со мной постоянно работает доктор. Вместе с ним мы решаем главную задачу: правильно закачать нужные мышцы спины, чтобы рядом с позвоночником был мощный, крепкий каркас. Если что-то у меня вызывает боль, то мы заменяем эту работу и делаем другую. Каждый день у меня по пять-шесть часов тренировок на специальных тренажерах в отлично оборудованном восстановительном центре клинки. Работаю каждый день с 9 утра примерно до 8 вечера с перерывом на обед и отдых. Ближе к восьми вечера прихожу домой, немного отдыхаю и работаю с винтовкой. В общем, стараюсь не выпадать из обоймы. Честно говоря, хочется уже тренироваться полноценно с командой, но сейчас говорить о том, что я готов к таким тренировкам, пока рано. Надо полностью исключить вероятность повторного появления болей. Все равно сезон уже до нового года потерян, поэтому смысла торопиться и недолечиваться нет.
- С тренерами сборной России Валерием Польховским (участник программ «Турин-2006», «Олимпийские достижения-2006»), Андреем Гербуловым (участник программ «Турин-2006», «Олимпийские достижения-2006», «Ванкувер-2010») находитесь на связи?
- Мы постоянно находимся на связи. Они звонят, я звоню, рассказываю, как у меня обстоят дела. Тренеры говорят, что рассчитывают на меня. Я понимаю, что сейчас не готов создать конкуренцию на мировом уровне, но я приложу максимум усилий, чтобы оправдать их доверие. Совсем скоро стартует сезон, тренерам нужно готовить команду, а я все-таки должен работать в другом направлении. Потеряно больше двух месяцев в подготовке, я ведь еще не стоял на лыжах. Мне нужно восполнить этот пробел. Но тут не я диктую условия, все зависит от моего организма. Я думаю, что справлюсь с этим и вернусь в строй.
- В это межсезонье сборная России из-за проблем со здоровьем потеряла сразу трех опытных спортсменов - вас, Ивана Черезова (участник программ «Турин-2006», «Олимпийские достижения-2006», «Ванкувер-2010») и Максима Чудова (участник программы «Ванкувер-2010»). Как это скажется на команде?
- Думаю, что тренеры найдут достойную замену. Не сказал бы, что в сборной остались одни неопытные. Антон Шипулин (участник программы «Ванкувер-2010») выигрывал гонки на Кубке мира, призер Олимпийских игр. Евгений Устюгов (участник программы «Ванкувер-2010») - олимпийский чемпион. Алексей Волков (участник программы «Ванкувер-2010») - чемпион Европы, уже есть определенный опыт стартов на Кубке мира и Кубке IBU. Андрей Маковеев тоже опытный боец. Что касается Жени Гараничева и остальных ребят, то да, у них есть шанс.
Знаете, все время слышится со стороны болельщиков: мол, тренеры не дают шансов молодым. На самом деле, команда всегда отбиралась по контрольным стартам. Тренеры постоянно наблюдают за командой, смотрят за каждым спортсменом и знают, кто на что способен. Есть две команды А и Б - отбирайся, доказывай, что ты должен ехать, что ты сильный спортсмен. Можно, конечно, сказать, что судьба улыбнулась молодым спортсменам, что места, которые были заняты мной и Иваном, по стечению обстоятельств освободились. У многих появился шанс отобраться на Кубки мира и набраться опыта выступлений на международных стартах. Для молодых спортсменов этот опыт необходим. Возможно, этот сезон раскроет новых звездочек.
- Вы сказали, что судьба улыбнулась молодым, но вам судьба почему-то не хочет улыбаться...
- Да сейчас мне непросто, и такое случается не в первый раз в моей карьере. Но я бы не сказал, что судьба не хочет мне улыбаться. В чем-то мы все проигрываем, а в чем-то выигрываем. Может судьба у меня такая. В этом сезоне к нам пришел Николай Лопухов, именитый тренер, воспитавший многих знаменитых спортсменов. Что-то поменялось в подготовке. Поначалу было тяжело, но потом все влились, подтянулись, все стало замечательно. Мне нравилась подготовка. Я выполнял, наверное, на сто десять процентов все тренерские директивы. Чувствовал, что я расту, что результаты реально должны улучшиться. В этом сезоне я как никогда гарантировал себе место в составе сборной на декабрьские этапы Кубка мира, казалось бы, тренируйся, готовься себе спокойно. Но, к сожалению, здоровье отказалось со мной сотрудничать. Мне, конечно, обидно, что это случилось - и случилось именно сейчас, перед сезоном. И я уже не смогу увидеть объективных результатов той работы, которая была сделана в подготовительный период. Но я имею то, что имею, здесь ничего не поделаешь. Сейчас нужно вылечиться, понять, что со здоровьем все в порядке, чтобы это не стало в дальнейшем причиной, которая будет мне мешать выдавать хороший результат. Я буду стараться снова набрать хорошую форму как можно быстрее.
- Врачи не говорили, что могло стать причиной заболевания?
- Естественно, это чрезмерные и порой неправильные нагрузки на протяжении многих лет. В принципе, любой профессиональный спорт здоровья не прибавляет. Сейчас у меня есть две грыжи и протрузия, которые никуда уже не денутся. Единственное, что я могу сделать, это то, чтобы они не увеличивались и не беспокоили меня в дальнейшем. Соответственно, сейчас мы над этим работаем. Пока я лежал в больнице, я понял одну вещь: если ты здоров, то это вовсе не означает, что ты здоров, скорее, ты просто недообследован. Если нас начать обследовать, всех спортсменов, которые достаточно хорошо побегали, то не все будет нормально. Бывают такие случаи, что чувствуешь себя нехорошо, но у тебя чемпионат мира. Какая может быть отсрочка? Ты идешь и соревнуешься, несмотря ни на что. Взять, например, Макса Чудова. Титулованный, сильный спортсмен. Он бегал через боль. И что сейчас? Дай бог, чтобы он реабилитировался, восстановился для того, чтобы нормально жить. Я думаю, что мы, спортсмены, немного ненормальные и фанатичные. Мы не задумываемся о том, что будет дальше, идем и выступаем.
- Когда узнали о диагнозе, не было мыслей смириться с судьбой и все бросить?
- Конечно, когда я зашел к доктору и она начала перечислять все, что есть у меня, стало очень грустно. Был какой-то ступор. Это ведь на просто ОРВИ или насморк, который пройдет через неделю. Нет, мыслей не было таких, как можно все бросить, если я посвятил этому всю жизнь? А впереди Олимпиада в Сочи, на которой хочется выступить.
- Максим, как вы думаете, в каком возрасте биатлонист достигает профессионального расцвета?
- У каждого индивидуально и расцвет, и закат, четкого понятия границ нет. Думаю, не меньше, чем от физических кондиций, это зависит еще и от целеустремленности спортсмена, серьезности отношения, понимания того, что ты делаешь и для чего.
- Когда болельщики узнали о том, что вы выбыли из строя из-за болезни, пошли разговоры, что вы обязательно вернетесь к чемпионату мира, где выиграете очередную медаль в индивидуальной гонке.
- Конечно, очень бы хотелось, чтобы так получилось. Хочу выступить на чемпионате мира в Германии. Я приложу для этого все усилия. Хотелось бы еще и на Олимпиаде в Сочи выступить. Я для себя решил, что до Олимпийских игр в Сочи я буду тренироваться, потому что чувствую в себе силы, а главное - желание. Конечно, я осознаю, что одного желания мало, всё будет зависеть от моего здоровья.
- Вы увлекаетесь спортом как болельщик? Есть какие-то любимые виды спорта, команды?
- На самом деле, у меня не так много свободного времени, чтобы пристально следить за другими видами спорта и быть болельщиком, чьим-то фанатом. Любимых команд нет, но есть любимые игроки. Мне нравится Роберто Карлос. Еще когда он играл в сборной Бразилии, миланском "Интере", мадридском "Реале". Он на самом деле великий футболист. Еще нравился Роналдо - быстрый, точный, взрывной, но, к сожалению, из-за проблем со здоровьем рано закончил спортивную карьеру. Когда играет сборная России по футболу или хоккею, естественно, смотрю, болею. Вообще, люблю смотреть соревнования, турниры, где побеждают наши спортсмены.
- А друзья среди спортсменов есть?
- Да, в основном друзья в биатлоне. Сейчас, когда начнется сезон, я буду смотреть гонки и за них болеть. Но, конечно же, мне хочется быть не зрителем, а участником.