Серебряный призер Олимпиады-2008 в гребле на байдарках и каноэ Сергей Улегин (участник программы «Пекин-2008») в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Вадиму Кузнецову рассказал о своих подвигах на телевидении, а также оценил выступление российских гребцов в Лондоне.
- С удивлением увидел вас в одном из шоу на российском телевидении. Как вы согласились на участие в «Жестоких играх»?
- Поступило предложение от "Первого канала". Я не сразу его принял, так как понимал, что это чревато травмами, и я, как профессиональный спортсмен, должен давать отчет, что за моим трудом стоит очень много людей, которых не мог подвести. Но потом подумал и, как оказалось, принял правильное решение. Все обошлось, а для себя я получил огромный опыт, огромную порцию адреналина и еще раз испытал себя на прочность. Недавно я участвовал в еще одном проекте "Первого канала" - "Форт Боярд", так что смотрите, болейте за нашу команду.
- Съемки программы проходили в Аргентине. Что впечатлило больше всего?
- В Аргентине, да и в Южной Америке я был в первый раз. Мы жили в Буэнос-Айресе, самобытный город, который мне очень понравился. При слове "Аргентина" в первую очередь вспоминаются аргентинское танго, вино и мясо, наверное. Поразило соседство нищеты с роскошью. Как бы город в городе – трущобы или фавелы, как они там называются. Туда и полиция не заходит, и нам строго настрого запретили туда ходить. Но каждый год мы проезжали рядом, смотрели. Тут трущобы, а через два метра – офисы, шикарные гостиницы. Город контрастов.
- Что для вас, спортсмена, было самым тяжелым в соревновательной программе?
- Когда я смотрел по телевизору, то казалось, как и многим знакомым, которые потом говорили, что все было легко. Но на самом деле, скажу, ребята, все было очень тяжело. Все проходишь с первого дубля, все по-честному, все по-настоящему. Может быть, подготовленному, спортивному человеку легче в каких-то конкурсах, но в большинстве своем они построены на том, что ты должен преодолеть себя, преодолеть какой-то свой страх.
- Если поступят предложение продолжить сниматься в телешоу, согласитесь?
- Однозначно готов. Очень понравилось.
- Ваш бывший напарник Александр Костоглод (участник программы «Пекин-2008») до последнего пытался пробиться в сборную на Игры в Лондон, а почему вы завершили свою карьеру?
- Я тоже пытался попасть в Лондон. Я уже работал, но продолжал тренировки. У меня были травмы, о которых не хочется говорить, но профессиональный спорт всегда связан с какими-то травмами. Несмотря на это, я бы сделал все, чтобы вернуться туда, на Олимп. Но в гребле на байдарках и каноэ у нас очень сильная конкуренция. В 2009-м немного урезали Олимпийскую программу. Дистанцию 500 метров, на которой я тренировался всю жизнь, к которой готовился, ее вообще убрали, и из 4 видов осталось только 3. В "двойке" только один – 1000 метров. Я готовился, старался, хотел всей душой, но конкуренция в России сейчас настолько высокая! В принципе, ребята, которые выступали в Лондоне, это подтвердили. В "двойке" на 1000 метров у нас бронза, а Иван Штыль (участник программы «Лондон-2012») на дистанции 200 метров в одиночке стал третьим.
- Как, кстати, оцените выступление российских гребцов в Лондоне? Те медали, что были завоеваны, для вас стали неожиданностью?
- В целом, в академической гребле, насколько я помню, не то, что медалей, даже выходов в финал не было. Но сейчас такой у них немножко спад наметился. Но я вам скажу, что без поражений не бывает побед. У меня у самого карьера была неоднозначная: были и ошеломляющие победы и не менее драматичные проигрышные, дисквалификация. Но характер это только закаляет, и победы рождаются в проигрышах. Только тогда рождается бойцовский характер. В жизни то, что я занимался спортом, мне только помогает. Стараюсь идти к своим целям, несмотря ни на что, до конца. Борюсь до конца.
Что до гребле на байдарках и каноэ, то, может быть, кто-то ждал от Ваньки Штыля чего-то большего, так как он победитель чемпионата мира в одиночке на 200 метров, но бронза это хороший результат. Я его поздравил, и он сам рад. Просто у нас в характере еще с советских времен, что ниже первого места это уже не очень хороший результат. Я сам, когда стал серебряным призером Олимпиады, поначалу дико огорчился, особенно когда увидел, какой минимальный разрыв был от китайской пары. Но потом осознал, что и этой медали могло не быть, так как безумно плотная конкуренция в мире. В Союзе такого не было. Если не на победу, то на медали претендуют почти все. И в финале еще ветер не с той стороны дул, что немного помешало Ваньке. А ребята-байдаристы в "двойке" на 200 метров – Юрий Постригай и Александр Дьяченко (оба - участники программы «Лондон-2012») – так просто молодцы. Выиграли с ошеломляющим преимуществом. Даже не хорошо так выигрывать, нельзя так (улыбается). Там практически корпус лодки был! Никто этого не ожидал, даже, может, они сами не ждали. Дуэт у них молодой, накануне Олимпиады практически собрался. Несколько месяцев вместе тренировались, и вот так получилось. Молодцы!
- Вы упомянули свою серебряную гонку в Пекине. Часто о ней вспоминаете?
- Я до сих пор, хотя уже 4 года прошло, когда пересматриваю, вспоминаю анекдот про фильм «Скалолаз». Может, он хотя бы сейчас ее удержит… Помните, когда девушка у героя срывается в пропасть. И я также смотрю и думаю, может, сейчас мы их точно обгоним.
- С недавних пор вы работаете директором Саратовской областной детско-юношеской спортивной школы. Как вам в новой должности?
- Знаете, хорошо. Работа сложная, так как очень большая школа. 24 вида спорта, 4,5 тысячи детей, более 100 тренеров. Это одна из самых больших школ в стране. В 2009-2010-х годах она была признана лучшей школой страны. С таким коллективом сложно работать, так как я только делаю первые шаги, только вхожу в должность. В принципе, даже когда я был спортсменом, старался следить за спортом: и за саратовским, и российским в целом. Естественно в гребле. Старался не пропускать соревнования. Сейчас вот Олимпиада была, и морально она мне далась намного тяжелее, чем когда я сам участвовал. Я понял – даже сейчас, когда участвовал в "Форте Боярд" - что я командный игрок. Когда сам ты идешь, намного легче все это преодолевать, перебороть. А когда ты в команде и видишь, что не можешь помочь ребятам, глядя на них со стороны, это очень тяжело.
- Многие родители, выбирая, в какую спортивную секцию, отправить своих детей, часто предпочитают футбол, хоккей или теннис, то есть те виды, где крутятся большие деньги, где подписывают большие контракты, а не греблю…
- Это двояко. В футболе-хоккее зарабатываются большие деньги, но туда надо вложить очень много терпения, труда и финансов, чтобы пробиться наверх. А что касается детей, то они стали охотнее приходить в спорт, и моя главная задача обеспечить всех тренеров и детей спортивным инвентарем, местами для тренировок. И, что меня порадовало в Казани, здесь очень много спортивных комплексов. Это очень хорошо. Не нужно ездить куда-то заграницу, чтобы перенимать опыт. Достаточно приехать в Казань.