Тренер и хореограф-постановщик Академии фигурного катания Санкт-Петербурга Валентин Молотов специально для агентства "Р-Спорт" детально анализирует выступления лидеров одиночного катания в сочинском Финале Гран-при.
Начать я хотел бы с того, что следить за борьбой сильнейших одиночников мира в Финале Гран-при было крайне интересно. Интрига сохранялась до последнего момента - пять участников могли выиграть благодаря хорошему выступлению в произвольной программе. Патрик Чан, безоговорочный лидер предыдущих сезонов, сейчас таковым не является. Соперники поняли, что его можно побеждать. При чистом прокате судьи, конечно же, ставят Патрика на первое место. А вот при каких-то помарках канадца и достойных выступлениях оппонентов все уже под большим вопросом. Но, думаю, если Патрик будет справляться с прыжковым контентом, он вернет свое лидерство в мужском одиночном катании.
Дайсуке Такахаси захватил первую позицию и сохранил ее благодаря блестяще исполненной короткой программе. Он стал единственным, кто прокатал ее не просто идеально, а очень раскованно. Видно было, что он получает удовольствие от того, что делает на льду. На такую эмоциональную отдачу способны мастера только самого высокого уровня. Я очень внимательно смотрел его дорожку. Возможно, шаги у него не запредельной сложности, но они все равно не из числа легких. И если на такие шаги накладывается эмоциональная и яркая танцевальная программа, то выглядит это очень сильно. Судьям также очень нравится, когда фигуристы качественно выполняют элементы на высокой скорости. Такахаси - один из таких, и неудивительно, что он получает большое количество баллов.
Испанец Хавьер Фернандес, исполнивший в произвольной программе три четверных прыжка, - настоящий герой этого Финала Гран-при. Жаль, что он остался без медали, но виной тому не совсем удачное выступление в короткой программе. В произвольной программе на тему "Чарли Чаплин" у него заявлен очень серьезный прыжковый контент, а связующие шаги не слишком сложные. И это оправдано - не все шаги можно гармонично наложить на характерную пантомиму, знакомую нам по фильмам Чаплина. У Хавьера же визуально получается все очень здорово. Сочетание сложных прыжков, эмоциональной отдачи и некоторой облегченности в связках выглядит вполне сбалансированно. Зато в дорожке шагов он показывает, что все умеет и знает, как это делается.
Юдзуру Ханью не смог, как в предыдущих турнирах сезона, прокатать идеально свою короткую программу. Но это потрясающе одаренный фигурист. У него нестабильность чередуется с такими яркими и мощными прокатами, непонятно даже, как он их так исполняет. Но перепады пока слишком большие. Тем не менее, за полтора сезона во взрослой карьере мало кому удавалось так быстро взлетать на уровень соперничества с элитой. И высокие баллы за компоненты так быстро тоже редко кому удается получать. Многие критикуют Ханью за небрежные руки и корпус в переходах между элементами. Мне кажется, это еще не до конца сформированные линии, которые отличают вчерашнего юниора от, скажем так, спортсмена экстра-класса. Но образам Юдзуру некая расслабленность очень, на мой взгляд, подходит. Плюс за счет этого он еще экономит силы для своего прыжкового контента. Не стоит забывать, что ему только что исполнилось всего 18 лет, и выкатывать взрослые программы в таком возрасте очень сложно.
Если говорить о борьбе одиночниц в Финале Гран-при, то я могу только вспомнить фразу, которую когда-то сказал тренер Лизы Туктамышевой (участница программы «Сочи-2014») Алексей Николаевич Мишин (участник программ «Турин-2006», «Олимпийские достижения-2006», «Сочи-2014»): выиграть короткой программой нельзя, а проиграть - можно. В этом сезоне Лиза несколько раз подтверждала эту истину. Что-то ей мешает чисто исполнять в этом году короткую программу. Зато в произвольной она собирается и борется до конца. Хотя короткая программа более простая в плане количества элементов и времени исполнения.
У Лизы образцовые мягкие прыжки, заметно, что тренеры делают упор на техническую сторону ее катания. По сравнению с тем, что исполняют ведущие фигуристки мира, программы Лизы пока уступают наполненностью шагами, связки в них более упрощенные. Но она эту упрощенность компенсирует природной пластикой, грацией, эмоциональной отдачей на протяжении всей программы. Музыка совпадает с ее темпераментом и актерскими данными. Это очень хорошие и точные попадания. Но, мне кажется, выигрывать у Вагнер, Асады, Судзуки, возвращающимися Ким Ю-На и Костнер придется не только прыжковым контентом ультра-си, который делает Лиза, но и программами, которые насыщены более сложными переходами и катанием на более высокой скорости.