Кандидат на пост главного тренера сборной России по плаванию Анатолий Журавлев в интервью агентству "Р-Спорт" рассказал о том, как представляет себе развитие российского плавания в ближайшее четырехлетие.
- Насколько неожиданным для вас стал сам факт приглашения на пост главного тренера сборной России?
- Когда мне поступило такое предложение, я очень долго думал. Почему? Потому что ответственность очень большая. У нас в стране проводится Универсиада в 2013 году, а в 2015 году мы проводим домашний чемпионат мира по водным видам спорта. Это мероприятия государственного масштаба, и, естественно, мы должны очень хорошо выступить на этих соревнованиях. Я долго думал, но в итоге решил согласиться.
- Летний график плавательных турниров в 2013 году довольно сложный. Какое место в нем отводится Универсиаде?
- У нас есть возрастной ценз от 17 до 27 лет, плюс чемпионат мира будет проходить через две недели после Универсиады. Но так как Универсиада - дело государственной важности, там будет выступать основной состав. Все лидеры, которые попадают под возрастной ценз, выступят в Казани. Что касается наших соперников, то это дело их федераций. Для нас Универсиада - вопрос приоритетный, потому что она домашняя для команды.
- Итоги чемпионата мира в Стамбуле подводить пока рано, давайте поговорим о чемпионате Европы в Шартре. Все ли задачи, по-вашему, там были выполнены?
- Состав команды там был наполовину молодежный, в основном ребята проходили школу, так скажем. А лидеры сборной проявили себя очень достойно - и Вероника Попова (участница программы «Лондон-2012»), и Коротышкин (участник программ «Пекин-2008», «Лондон-2012»), и Морозов, и Синькевич завоевали золото. А для молодежи школа жизни просто необходима. Тот состав, с которым я работал и ездил на юношеский чемпионат Европы в Антверпен, его важно не потерять, важно сохранить, и они должны потихоньку вливаться в команду, создавая необходимую конкуренцию. Только тогда у нас будет результат.
- В Стамбуле меж тем уже случилась первая медаль в истории отечественного плавания в женской кролевой эстафете. Чего не хватало для достижения этого результата раньше?
- Тут важна была не только подготовка, но и настрой... Понимаете, если и тренеры, и спортсмены будут настроены попасть на пьедестал почета, если они будут держать это в уме и много работать, у нас все получится. Естественно, существует определенная программа на следующее четырехлетие, согласно которой 20 российских пловцов должны попадать в топ-10 мирового рейтинга в своих видах программы. Вот наша цель, и о ней мы должны думать.
- Девочки, кстати, признались, что их на борьбу за медаль настроили именно тренеры. Что вы им такого сказали?
- Девочки сомневались, а мы ведь видели, в какой форме они находятся. Мы их хорошо настроили, они боролись до конца и на семь секунд улучшили рекорд России. А это, вы знаете, прилично. Я не сторонник накручивания спортсменов, излишнего накручивания, из-за этого может быть перебор в плане психологии. Мы даже собрания сейчас не проводим в предыдущий вечер перед стартом. Делаем это за один день. А перед эстафетой просто подошел к девочкам и сказал: "Все нормально, вы будете в призах".
- Будет ли психолог Геннадий Горбунов и дальше сотрудничать с командой?
- Я бы очень этого хотел, он большой профессионал и очень хорошо помог ребятам на Олимпиаде.
- Успели уже пообщаться со спортсменами, которые тренируются за рубежом - с Юлией Ефимовой, Аркадием Вятчаниным (оба - участники программ «Пекин-2008», «Лондон-2012»)?
- Еще ни с кем не разговаривал. Пока моя кандидатура не утверждена, так что это было бы не совсем правильно. Не хотелось бы бежать впереди паровоза.
- Вообще как относитесь к стажировкам за рубежом?
- Я отношусь к этому исключительно положительно. Есть такая возможность, почему бы и нет?
- Игры в Лондоне показали, что возрастной диапазон плавания расширился, причем в обе стороны. Вы не собираетесь отказываться от опытных спортсменов?
- Да, действительно. Сейчас в плавании добиваются успеха и совсем юные, и возрастные спортсмены, причем разница между молодежью и опытными лидерами сборной - 15 лет. Мы эту команду собираемся сохранить, собираемся сохранить опытных лидеров сборной, если, конечно, сами они захотят остаться и если только они будут нацелены на самые высокие результаты на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх, и если их амбиции не будут ограничиваться только чемпионатами России. Готовы во всем им помочь, а там будет видно. Так что мы на своих возрастных спортсменах крест ставить не собираемся.
- Верите, что Донец (участник программы «Лондон-2012») сможет "доплыть" до следующей Олимпиады?
- Почему бы и нет? Я в него верю, парень талантливый. Все зависит от Стаса, и мы с удовольствием ему поможем.
- Вы наверняка в курсе ситуации с Настей Зуевой (участница программ «Пекин-2008», «Лондон-2012»). Каковы шансы, что она восстановится к чемпионату мира в Барселоне?
- Ей предстоит очень длительная реабилитация, и подойти в хорошей форме к Барселоне Насте будет сложновато. Но жизнь покажет, здоровья ей нужно пожелать.
- Много говорится и говорилось о том, что главный тренер должен быть хорошим менеджером. Ваша главная задача как менеджера в чем будет заключаться?
- Предстоит большая работа. На пьедестале Олимпийских игр могут стоять только талантливые спортсмены, а привести их туда могут только очень хорошие тренеры. За следующий олимпийский цикл мы должны будем определиться и с теми, и с другими. Моя задача - организовать команду, организовать подготовку к важнейшим стартам сезона. Второй момент - реализовать ту работу, которую мы сделаем за 12 недель подготовки.
- Контакт с личными тренерами уже налажен?
- У нас уже с 10 января намечен сбор, и мы с личными тренерами обсудили подготовку к апрельскому отбору.
- Как часто сборная будет стартовать? Вы вообще сторонник расширения соревновательной практики по ходу сезона?
- Есть много систем подготовки: например, пройти через старты, как это сделал в этом сезоне, например, Стас Донец. Но это все сугубо индивидуально. Однако старты действительно нужны - и с физиологической, и с психологической точки зрения соревновательную практику ничто не заменит. Необходимо набирать соревновательный ход, важно в этой соревновательной каше вариться, а не искать себе слабых соперников, выступая на чемпионате России.
- Виктор Авдиенко (участник программы «Лондон-2012») (первый вице-президент Всероссийской федерации плавания) не раз поднимал вопрос относительно того, что наши спортсмены снизили объемы работы и стали мельчить с дистанциями. Вы с ним согласны?
- Он прав. Посмотрите на наш состав: у нас фактически уже нет людей, которые плывут кролем дистанции 1500 метров и 400 метров тоже. Если по-хорошему, то ради «двухсотки» ты обязательно должен плавать и 400 тоже. По статистике нет ни одного олимпийского чемпиона на дистанции 200 метров, которые шли бы от «сотни» при подготовке на эту дистанцию. Все идут от «четырехсотки». Нужно брать побольше, кидать подальше - много тренироваться. Взять хотя бы Морозова. Он тренируется в США, где они плавают очень много, плюс его консультирует Авдиенко: это две школы, от которых он взял лучшее, и мы видим результат.
- Обыватель все время негодует: вот Лохте плывет все подряд и все подряд почти выигрывает. У нас так не получается.
- Это все те самые большие объемы и большое количество стартов. У них в США каждую субботу соревнования. А у нас ни объемов, ни самих соревнований. Есть такое выражение - "спортсмен играет в отбор". Я отношусь к этому не как к проблеме, а даже как к беде, особенно если учесть, как мы отбираемся. В утренней сессии мы купаемся, плывем в полсилы, в полуфинале добавляем и выполняем норматив вечером. В итоге, когда приезжаем на Олимпиаду, после утренней сессии вечером мы уже смотрим полуфиналы и финалы на трибунах. Эту систему надо ломать, тогда мы будем выглядеть достойно.
- Сборная России - сборная без «комплекса». В этом виде программы кто-то способен прибавить?
- Семен Макович вполне может прибавить в этом плане. Есть у нас ребята, которые хорошо прогрессируют.
- А что со стайерами? По-моему, они стали исчезающим видом.
- Хотим создать бригады по способам плавания. У нас будут тренеры-бригадиры, естественно, в том числе и по стайерскому плаванию. Три-четыре тренера над этим будут отдельно работать. Проблемы по специализациям будем решать, все понимаем, будем стараться исправиться ситуацию.
- Если все-таки говорить о главном старте сезона - чемпионате мира в Барселоне, туда ведь наверняка большей частью поедет в основном старая гвардия, бывалые спортсмены?
- Да, но мы будем давать шанс талантливым спортсменам, которые только находятся на пути в сборную. Они будут стараться выполнять молодежные нормативы на неолимпийских дистанциях, чтобы в своем "золотом» возрасте на следующих Играх они были бы уже конкурентоспособны.