Главный тренер сборной России по шорт-треку Себастьян Крос в беседе с корреспондентом "Р-Спорт" Еленой Дьячковой поделился впечатлениями от олимпийской арены "Айсберг", прогресса национальной команды, а также рассказал о том, как ему живется в "загадочной" России.
- Это первые соревнования по шорт-треку в Сочи, как вам условия в "Айсберге"?
- Пока все отлично. Условия здесь, конечно, очень хорошие, но это было ожидаемо, потому что это олимпийский объект. Сейчас проходят важные соревнования, и уровень организации очень высокий.
- Спортсмены жалуются на запах краски и чрезмерное усердие охраны. Вы с этим не сталкивались?
- К досмотрам и охране нужно привыкать, потому что все будет так же серьезно и во время Олимпийских игр. Возможно, наши спортсмены пока не привыкли к такому, но им придется сделать это. Ну а что касается запаха краски, то в этом нет ничего странного. Здесь по-прежнему идут строительные и отделочные работы, и мы знали, что арена еще не полностью готова. Это вовсе не проблема. Главное, что мы смогли почувствовать лед, атмосферу, город. Это очень важно.
- Лед здесь близок к олимпийскому уровню?
- Он немного меняется каждый день. И это естественно, во время соревнований это всегда так и происходит. Над качеством льда нужно работать, но у нас есть время. После этих соревнований мы сможем поделиться с айсмейкерами своими впечатлениями, чтобы они могли улучшить лед, тогда его качество станет более близким к идеалу.
- Уже известно, когда команда прилетит в Сочи перед этапом Кубка мира?
- Мы планируем приехать за 10 дней, чтобы снова привыкнуть к этой арене, получить преимущество своей площадки, которое нам необходимо использовать.
- По окончании международного сезона в Сочи будут проходить сборы?
- Пока мы планируем приехать сюда в апреле на первый сбор в сезоне. Потом, возможно, мы соберемся в Сочи летом – с датами еще нужно определиться. И если все будет в порядке, нас ждет здесь еще один сбор зимой в конце 2013 года – начале 2014-го.
- Этого будет достаточно, чтобы иметь преимущество над иностранными соперниками?
- Да, потому что сейчас мы уже познакомились с этой ареной, а в феврале снова приедем сюда на этап Кубка мира. Конечно, важно проводить здесь сборы, чтобы привыкнуть и чувствовать себя комфортно. Но не нужно привыкать к "Айсбергу" слишком сильно, ведь на Олимпиаде все будет немного иначе.
- Чемпионат России является отбором в сборную страны для участия в чемпионатах Европы и мира, а также сочинском этапе Кубка мира. Есть люди, которым место в команде гарантировано вне зависимости от результатов?
- Пока нет. Но у нас существует система, согласно которой два лучших спортсмена в мужской и женской командах могут чувствовать себя гораздо более защищенными благодаря их выступлению в сезоне Кубка мира. Им ничего не гарантировано, но их позиции в команде очень крепки.
- То есть это Виктор Ан, Владимир Григорьев (участник программы «Сочи-2014»), Ольга Белякова (участница программ «Ванкувер-2010», «Сочи-2014») и Татьяна Бородулина (участница программы «Турин-2006»)?
- За каждое выступление спортсменам начисляются очки, и у тех, кого вы перечислили, их пока больше всех. Остальным будет очень сложно догнать их. На чемпионате России эти четверо также наберут какие-то очки, если только с ними не случится какой-то катастрофы, но даже и в такой ситуации они могут быть уверены в том, что останутся в команде.
- Может ли здесь на чемпионате России неожиданно кто-то "выстрелить" и попасть в итоге в состав сборной, или вы примерно представляете, от кого каких результатов ждать?
- Я бы очень хотел, чтобы кто-то так "выстрелил". Не забывайте, что победитель чемпионата автоматически получает путевку в сборную. Кроме того, я оставляю за собой выбор спортсменов еще на два места в национальной команде. Они могут получить свой шанс, если кто-то из наших лидеров будет травмирован или не сможет выйти на старт. Либо они будут хорошо сочетаться для эстафетной гонки и тогда тоже выступят на международных соревнованиях.
- Вы уже довольно давно в команде. Российские спортсмены отличаются от французских или канадских по характеру?
- Для меня все спортсмены одинаковые. В любой команде собраны разные по характеру люди. Но что меня особенно порадовало, так это то, как российские спортсмены уважают персонал и тренеров сборной. Небольшим, но приятным сюрпризом стало то, что российские шорт-трекисты готовы и открыты ко всему новому и хотят учиться. Это здорово!
- С вашим появлением в сборной России многие связывают прогресс команды.
- Никогда все не зависит только от одного тренера. Тут множество причин. Этих спортсменов растили с детства, у них есть свои особенности в технике. Не могу сказать, что я вот сделал это и это, и вот у меня такой результат. Я могу заметить какие-то моменты, исправить их и соответственно добиться прогресса команды. Прежде чем приступить к работе, я провел анализ, подумал над тем, чего не хватает команде на данный момент, и мы начали работать над решением этих проблем – недостатком уверенности в себе, скорости и так далее.
- Владимир Григорьев рассказал, что вы моделируете олимпийский сезон на основе нынешнего.
- Этот сезон проходит по тому же плану, что и следующий, поэтому я могу получить кое-какую информацию относительно того, как спортсмены реагируют на тренировочные нагрузки, восстанавливаются, и прочего. Все эти данные помогут мне во время работы в олимпийский сезон – я буду иметь представление как о команде, так и о каждом конкретном спортсмене – где все сложилось удачно, а что нужно исправить.
- Пока все идет по плану?
- Да, пока мы следуем моему плану. С результатами все в порядке. В конце сезона я сделаю большой анализ и пойму, что нужно поменять.
- Российские шорт-трекисты выигрывали медали на каждом этапе Кубка мира, однако девушки все время останавливаются вблизи пьедестала почета. Это невезение?
- Порой мы имели основания говорить о невезении, но я считаю, что человек всегда получает то, чего заслуживает. Мне их результаты говорят о том, что они близки к успеху, но им не хватает чего-то – порой уверенности в себе или спокойствия, чтобы изменить свои позиции с пятой на подиумную.
- Они способны добиться прогресса, чтобы на Олимпиаде в Сочи быть претендентками на медали?
- Им это по силам. Я не могу сказать, что это обязательно случится, но они находятся в таком состоянии, что я могу сказать, что они способны на это.
- Президент Союза конькобежцев России Алексей Кравцов сказал, что хочет, чтобы вы остались еще на один олимпийский цикл.
- Ох, давайте делать шаг за шагом. После Сочи посмотрим. Все, что я могу сказать сейчас, это то, что вижу огромный потенциал в России. Здесь много спортсменов, богатые спортивные традиции, в частности, в зимних видах. Я вижу, что здесь действительно заинтересованы в прогрессе.
- У нас ревностно относятся к тому, когда российские специалисты готовят иностранных спортсменов. Как во Франции отнеслись к вашему переезду в Россию?
- Я давно не живу во Франции – последние пять лет провел в Канаде.
- А что сказали там?
- Канадцы хотели, чтобы я продолжал работу. Однако я чувствовал, что добился своей цели, развил женскую команду, сделал все, что хотел. Конечно, я мог остаться, но чувствовал, что этот этап уже завершен. А работа в сборной России стала для меня определенным вызовом, поэтому я принял такое решение.
- Вы много времени проводите в России?
- Да. Большую часть времени я здесь, однако познакомиться с вашей страной времени у меня пока нет. На самом деле я рад приехать в Сочи, потому что обычно я всегда в Москве. Был в Санкт-Петербурге, но это было много лет назад. Но у вас такая огромная страна, так что мне понадобится много времени, чтобы с ней познакомиться.
- Что-то в России вас удивило?
- На самом деле, когда мы в Новогорске, все как обычно – я работаю, прихожу домой, времени на что-то другое почти нет. Единственное отличие от моей прежней жизни – огромное количество машин на улицах и ужасные пробки. И, возможно, в России так принято повсеместно, но мне нравится то, как в нашей команде все относятся друг к другу, наша атмосфера. Да, это команда, мы в ней спортсмены, тренеры, но все настолько сильно сплочены! Это похоже на семью, все друг друга поддерживают. К примеру, если у кого-то день рождения, все собираются вместе. В Канаде все было не так. Если у кого-то был день рождения, он мог пригласить отдельных людей. Здесь все иначе.
- За рубежом вас часто расспрашивают о России?
- Многие канадские коллеги постоянно задают мне вопросы о России. Но мне кажется, что это из-за того, что Россия за рубежом многим кажется загадочной страной. Мне здесь все нравится – тут нормальные обычные люди, которые получают удовольствие от жизни. Но за границей понятия не имеют, что здесь происходит. Для людей из Северной Америки Россия – восточная страна, полная загадок. Это забавно, ведь когда я только приехал сюда и встретился с президентом СКР Алексеем Кравцовым, понял, что организация здесь намного лучше и четче, чем в той же Канаде. Я говорю не только о рабочем процессе, а о планировании, распределении обязанностей – здесь все очень ясно, и меня это радует.
- Российских шорт-трекистов правда стали бояться?
- Да. Соперники видят наш прогресс и относятся к сборной России все с большим уважением. И это правда – мы все чаще попадаем в финалы и на пьедестал почета. Так что они уже думают – о, русские тут, надо быть осторожнее.