Главный тренер сборной России по лыжному спорту, лучшая лыжница 20 века Елена Вяльбе проецирует текущие успехи россиян на предстоящий чемпионат мира в Италии, хвалит одних спортсменов, критикуя других, а также объясняет, почему не видит места в эстафете лучшему российскому лыжнику этого сезона.
ГЛАЗА ПЕТУХОВА
— Как вам финиш Николая Морилова (участник программы «Ванкувер-2010») в спринтерской эстафете в Либереце? Это было по-нортуговски: привезти десять метров соперникам на одной только финишной прямой!
— Для меня этот финиш — свидетельство того, что Морилов набирает форму. В начале сезона он выглядел не так хорошо, и его состояние даже было темой нашего разговора с Олегом Перевозчиковым (участник программ «Турин-2006», «Ванкувер-2010», «Сочи-2014»), с которым он теперь тренируется. Коля посчитал, что форма ему нужна в феврале. Потому и шел по предсезонке, как все дистанционщики, делая на тренировках всю ту работу, которую делали ребята, специализирующиеся на куда более длинных дистанциях.
— Старший тренер спринтеров Юрий Каминский (участник программ «Турин-2006»), который дважды не нашел Морилову места в сильнейшем дуэте, был в курсе?
— Думаю, они беседовали на эту тему с Перевозчиковым. Юрий Михайлович, как и все, был обеспокоен, что у Коли нет формы. С другой стороны, Морилов в сборной не первый год, и лично я не припомню, чтобы он был на пике в начале сезона. Да, в прошлом году он раньше обычного ушел с объемов, но предстоящий чемпионат мира диктует свою стратегию подготовки.
— У вас нет ощущения, что, пока Каминский выбирает напарника для Алексея Петухова на спринтерскую эстафету между Мориловым и Никитой Крюковым (участник программ «Ванкувер-2010», «Сочи-2014»), слабейшим звеном в этой цепи, как ни странно, смотрится сам Петухов?
— Мое личное мнение таково: если бы чемпионат мира был сегодня, в эстафете должны были бежать Крюков и Морилов. Мне кажется, Петухов пока банально не в форме. Когда она у него есть, это видно невооруженным глазом — у него кураж, у него глаза горят. Я вам так скажу: я могу понять, в какой Петухов форме уже во время представления спортсменов на старте. Он парень очень заводной, поведение его выдает. Я не хотела бы драматизировать ситуацию, так как почти не общалась с Петуховым после начала сезона. Вполне допускаю, что он тоже подводит себя к февралю. А то, что он спринтер мирового класса, даже не обсуждается.
— Петухов обречен на то, чтобы каждая гонка с его участием рассматривалась сквозь призму Олимпиады-2014. Ведь индивидуальный спринт в Сочи будет коньком — его любимым стилем.
— Да, Леша, безусловно, конькобежец. Он и Морилов — те ребята, с которыми мы связываем основные надежды. Но пока ситуация такова, что в спринтерской команде по-настоящему "бежит" один Крюков, а другим то немного не хватает, то не везет — упадут, лыжи сломают. Собственно, это тоже косвенно говорит об их форме. Когда она хороша, то и на ногах стоится крепче.
— Вице-чемпион Ванкувера-2010 Александр Панжинский (участник программ «Ванкувер-2010», «Сочи-2014») в Либереце попал в полуфинал. Это много или мало, учитывая, что в какой-то момент он вообще пропал с радаров?
— Сашины результаты меня пока что огорчают. Он хорошо выступил в красногорской гонке, но давайте говорить откровенно: это не такие великие соревнования, чтобы делать после них выводы насчет готовности к мировому первенству. "Классика" — коронный стиль Панжинского, и он обязан быть в финалах на этапах Кубка мира. В прошлом году Панжинский выступал вообще плачевно. В этом — получше. Хотя не сильно лучше.
ГОЛОВА ЛЕГКОВА
— Что для вас означает победа Александра Легкова (участник программы «Ванкувер-2010») в "Тур де Ски"?
— Выиграть "Тур де Ски" — престижно, я это понимаю. Но если говорить о по-настоящему громких победах, то в голову приходят титулы олимпийского чемпиона и чемпиона мира. Это на века, понимаете? Даже победитель общего зачета Кубка мира по итогам целого сезона в моем персональном рейтинге круче победы в "Тур де Ски".
В последние годы мы общаемся с Легковым не так тесно, как раньше, но все равно созваниваемся. Мне нравится, что он изменился. Морально окреп, стал более спокойным, книжки серьезные читает. У Сашки всегда была одна серьезная проблема. При том что он неглупый человек, с головой, увы, никогда не дружил. Всегда был рубахой-парнем, общался со своими многочисленными друзьями, раздавал интервью направо и налево. Выплескивал там эмоции, а потом у него на лыжне начинали дрожать ноги.
Я рада, что время, когда он что-то там писал в блогах, отвечал на критику в интернете, осталось в прошлом. Потому что все это было мальчишеством в чистом виде. Была б у меня возможность, чтобы у спортсменов в Сочи вообще не было доступа к интернету, честное слово, ею воспользовалась бы.
— От последних интервью Легкова действительно веет спокойствием. Это так необычно.
— Думаю, это возрастное. Как-никак, ему 29 лет. Легков — один из тех, кто столько раз бился об одну и ту же стенку, что большинство на его месте давно опустили бы руки. Но у него хороший спортивный характер. Я вообще его как спортсмена очень уважаю. Люблю даже. Характер не сахар, это да, но мы все непростые люди. Лично мне очень не хотелось, чтобы Легков навсегда остался в нашей памяти как вечно четвертый или вечно падающий в самый ненужный момент. Именно поэтому, даже если он будет в хорошей форме, я не вижу ему места в эстафете на чемпионате мира.
— Как так? Почему?
— Во-первых, он уже не однажды команду подводил. И рисковать больше мы не имеем права. Во-вторых, у Легкова есть вполне конкретные гоночные приоритеты — "классическая" гонка и преследование. Вот пусть на них и концентрируется. А в эстафету мы людей соберем, благо, есть из кого выбирать. Есть Женя Белов (участник программы «Сочи-2014»), Дима Япаров, Илья Черноусов (участник программ «Турин-2006», «Ванкувер-2010», «Сочи-2014»). Я уже не говорю о Максе Вылегжанине (участник программ «Ванкувер-2010», «Сочи-2014»). На классический этап вполне можно и Стаса Волженцева (участник программы «Сочи-2014») рассматривать. Будем разговаривать на эту тему с Перевозчиковым.
— Легков знает о том, что вы не видите ему места в эстафете?
— Лично ему я пока это не говорила, но при случае скажу, конечно. От этого выиграют все. Ошибаться в тактических раскладах мы не можем. То, что Легкова нельзя ставить в эстафету, для меня так же очевидно, как и то, что Черноусова категорически нельзя ставить на четвертый этап.
— Почему?
— Илья из раза в раз занимается тем, что лыжники называют "финишировать до финиша". Иногда бросать бежать за 5 метров до черты может себе позволить Нортуг, но Черноусов — не Нортуг. Я давно за Ильей наблюдаю, делала ему замечания на этот счет. В серьезной гонке за такие штуки его могут серьезно наказать.
"Спорт-Экспресс"