Французский главный тренер сборной России по шорт-треку Себастьян Крос, выйдя с засекреченного для посторонних заседания в Министерстве спорта, рассказал корреспонденту "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о том, как обуздать самоуверенность, но не загубить ее, и чем канадские девушки отличаются от русских - на льду, разумеется.
- Второй раз я на подобных мероприятиях, - сказал Крос, покинув двери зала заседаний в доме на Казакова, 18. – Для меня это хороший шанс изложить свою позицию, послушать экспертов, чьи слова иногда заставляют задуматься.
- И чего вам, современному специалисту, было реально интересно услышать на отечественном экспертном совете?
- Один эксперт, например, говорил о том, что я не должен сдаваться ни при каких обстоятельствах и придерживаться разработанного мною плана работы, не меняя его, даже если возникнут сложности. Другой специалист отмечал, что молодые спортсмены – это в первую очередь скорость, а те, кто постарше, – выносливость. Понимаете, естественно, я осознаю и сам все эти вещи, однако, когда слышишь их от органа, который тебя контролирует, ощущаешь больший комфорт в деятельности.
- По завершении международного сезона состоялся чемпионат России в Коломне, в котором участвовали все лидеры сборной России. Несмотря на сильную усталость, их региональные тренеры выставляли ребят на дистанции. Для вас не является проблемой дополнительная нагрузка на ваших спортсменов?
- После такого трудного года ребята действительно устали, и чемпионат России был для них сложен, прежде всего, в психологическом плане. Но они профессионалы, и если перед ними поставили задачу выступить на этих соревнованиях, если это определено протоколом, если это нужно для их местных клубов и тренеров, они катались. Правда, те, у кого хорошо вышел забег на определенной дистанции, в следующий день уже не выходили на лед.
- Но не все. В завершении их ждала ужасная гонка на 3000 метров, которую выиграла-таки Татьяна Бородулина (участница программы «Турин-2006»). Причем инициатива выхода на лед исходила не от Бородулиной, а от ее тренера. Обоснованно ли это?
- Для меня, как для тренера национальной сборной, не имеет значения, участвуют они в этих соревнованиях или нет. Для регионального клуба это логику, конечно, имеет.
- Те же самые ведущие спортсмены в беседах со мной рассказывали о разнице в тренировочном процессе между тем, что преподаете вы, и что они получают от тренеров на местах. Это не проблема?
- У каждого тренера свой метод. Здесь главное вот в чем: наверное, нет единственно верного пути развития, но очень важно, чтобы была динамика. Если спортсмен работает с тренером и у него есть динамика, то все в порядке.
- Вашу работу спортсмены в двух словах объясняют как раз динамичной, когда занятия интенсивны, без больших перерывов. Работа местных тренеров заключается, как правило, в тяжелой работе и потом уже отдыхе.
- В этом случае опять же важна не методика как таковая, а постоянство. Если спортсмен привык к длинным тренировкам и он прогрессирует, то, вероятно, он идет верной дорогой.
- Говорят, в вашем английском лексиконе нет слова "плохо" - есть "получится завтра".
- Но завтра ведь все получится, правда? Так же лучше! Хотя реакция у людей всегда разная. Кто-то любит позитивный настрой, кто-то предпочитает, чтоб на него орали.
- Сколько ни общался с нашими ребятами, никому не по душе крик из-за борта. Сложно выводить спортсмена из одной психологии в другую?
- Некоторые случаи реально трудные, да уж. Когда я работал в Канаде, ситуация в этом смысле была попроще. Если там спортсменка запорет первые два дня, она думает так: ничего страшного, ведь еще есть целый день. Шорт-трек – такой вид спорта, в котором разрыв на финише невероятно мал, и я своих спортсменок постоянно убеждаю в том, что в самые последние моменты забегов они должны выполнять свою работу с теми же эмоциями, что на середине дистанции. Последние метры дают такие же шансы на успех, что и метры в остальной гонке.
- В женской команде проблем с психологией больше, чем в мужской?
- Я не хочу говорить о проблеме, просто налицо такое явление, как привычка и образ мысли. Спортсменки на самом деле и без меня осознают, что они могут добиться успеха, но когда у них что-то не выходит, у них появляется раздражительность, которая делает их пессимистками. Особенно я не люблю, когда спортсменка говорит: я проиграла медаль. Это вообще не твоя медаль. Ты мог бы ее выиграть, но до той поры она не твоя. Это на первый взгляд банально звучит, но на самом деле эта мелочь говорит об образе мысли, который в спорте неэффективен. Потому что из-за этой мелочи мы чаще произносим слово "проиграть", а не "выиграть". Поэтому психология – это неотъемлемая часть наших трудов.
- На все том же первенстве России в Коломне в этом контексте выгодно выделялась Евгения Захарова. Она молода, у нее нет места в главной сборной, но она, как показалось со стороны, с такой лидерской хваткой…
- Нет, у нее другие нюансы. У молодежи всегда было больше оптимизма, потому что она - молодежь, сил много… "Если вы не знаете, что это невозможно, значит, вы можете сделать это" - эту фразу я люблю посылать своим спортсменам по e-mail. И в ней не особенно нуждаются как раз молодые, у которых пока нет турнирного опыта, когда ты знаешь всех соперников и понимаешь, кому ты в чем уступаешь. Но в командных интересах энергию молодежи важно правильно использовать, я в этом плане делаю ставку на симбиоз молодости и опыта. У нас есть и другие талантливые девушки, помимо Евгении, но они куда эффективнее в компании опытных сборниц.
- Самоуверенность не всегда хороша?
- Лучше она, чем заниженная самооценка.
- Сколько сейчас спортсменов готовится к олимпийскому сезону в Новогорске?
- В Новогорск приехали все, кого я хотел видеть в сборной, отсутствуют лишь Виктор Ан, который еще не вернулся из Кореи, и Эдуард Стрелков, который недавно женился и присоединится к остальным на днях. В остальном все в сборе и готовы тренироваться. Всего 11 мужчин и девять девушек. В сборную приглашали спортсменов, отталкиваясь от выступлений в прошлом сезоне и на перспективу. Есть молодые ребята, но основную ставку будем делать на тех, кто может дать результат на Олимпийских играх в Сочи.
- Каков основной состав сборной страны в данный момент?
- Это Ольга Белякова (участница программ «Ванкувер-2010», «Сочи-2014»), Татьяна Бородулина, Нина Евтеева (участница программ «Турин-2006», «Ванкувер-2010», «Сочи-2014»), Екатерина Баранок, Лия Степанова (участница программы «Ванкувер-2010»). У мужчин - Виктор Ан, Владимир Григорьев, Семен Елистратов (оба - участники программы «Сочи-2014»), Вячеслав Кургинян (участник программы «Ванкувер-2010»), Евгений Козулин и Руслан Захаров (оба - участники программ «Ванкувер-2010», «Сочи-2014»).
Все эти спортсмены имеют хороший соревновательный опыт. Возможно, мы время от времени будем подключать к тренировкам ребят из юниорских сборных – это тоже важно, так как нам нужно подтягивать молодежь. Но главное - все-таки успешное выступление на Олимпиаде.
- После чемпионата мира в Дебрецене вы сказали, что в новом сезоне опробуете несколько новых тактик.
- Тактика требует долгого тренировочного процесса, в течение всего сезона, и уже быстрой адаптации непосредственно во время соревнований. У нас будут сборы, как в России, так и за рубежом, например, в Калгари. Будет разный лед – это очень полезно для варьирования тактических схем. Разумеется, проведем сбор и в Сочи на олимпийском льду, но он будет в октябре между этапами Кубка мира.
- Вы что-то поменяли в своем тренировочном процессе в сравнении с прошлым годом?
- Он стартует в соответствии с той же концепцией, что и прежде. Зачем менять то, что приносит результат? Спортсмены привыкли к моей методике. Но, конечно, этот сезон олимпийский, поэтому будем больше работать над скоростью и выносливостью. После того, как ребята пройдут углубленное медицинское обследование, мы приступим. Первые несколько месяцев посвятим общей подготовке, а затем постепенно будем увеличивать количество тренировок на льду.