Олимпийская чемпионка Афин по прыжкам в длину, двукратная чемпионка мира в тройном прыжке Татьяна Лебедева (участница программ «Пекин-2008», «Лондон-2012») в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Ольге Теселько рассказала о том, почему не завершила карьеру после Олимпиады в Лондоне, призналась, что сейчас готова уступить дорогу молодым прыгуньям, а также заявила, что, наконец, созрела для тренерской работы.
- Татьяна, в начале июня вам пришлось прервать тренировочный процесс из-за новой травмы. Как сейчас ваше самочувствие, вернулись к работе?
- Пока, тьфу-тьфу-тьфу, все идет по плану, к тренировкам я вернулась и очень хочу выступить на чемпионате России, который будет отборочным на чемпионат мира. Но в то же время я боюсь бежать впереди паровоза, говорить об этом определенно, потому что осталось очень мало времени, а травму я только-только залечила. Я сейчас включаю режим полной мобилизации - весь свой опыт, свой характер, чтобы без новых травм пройти, подготовиться к чемпионату России и отобраться на чемпионат мира. Если это получится - это будет чудо! Но я в это верю и прилагаю все усилия, чтобы потом не корить себя, сидя на скамейке и наблюдая за соревнованиями, за то, что могла бы быть там, в секторе.
- Я всякий раз восхищаюсь мужеством, с которым вы преодолеваете все эти препятствия раз за разом! Откуда столько сил и упорства?
- Это уже дело принципа (улыбается). Когда всю сознательную жизнь ты преодолеваешь свою лень, свои травмы, борешься не только с соперницами, но и с внутренними своими слабостями, то это становится твоим образом жизни. Сейчас я понимаю, что в моем возрасте уже надо ставить точку в спорте, и я к этому уже готова. Я и закончила бы в прошлом году после Олимпиады, но меня удержал тот факт, что чемпионат мира пройдет в Москве. Знаете, мне с детства запала в душу одна история о моем кумире, Викторе Санееве. Он был трехкратным олимпийским чемпионом, и выступив на Олимпиаде в Москве, лег на стадионе под погасшими уже софитами и сказал себе: "все, больше я никогда не выйду в сектор". И еще в 2007 году, когда Москву выбрали столицей чемпионата мира, в голове у меня засела идея-фикс: хочу закончить карьеру именно в 2013 году в Москве.
- Осознание того, что пора уходить, далось непросто?
- Я понимаю, что и результатов таких уже нет, и мне очень тяжело соперничать на мировом уровне за тройку, биться за медали. Но вот в России меня пока никто не побил, в прошлом году я чемпионат страны выиграла. Попробую и в этом году. Если меня обыграют - что ж, значит, молодежь пошла дальше, и есть, кому продолжать этот путь. А если отберусь в сборную, для меня это будет означать, что я смогла в очередной раз преодолеть себя. И моя маленькая мечта сбудется. Хочу выступить у себя на Родине, поблагодарить всех зрителей, всех болельщиков, поклониться им - и поставить для себя такую жирную точку в первой части моей мирской жизни. А потом... Я проснусь после спорта, а жизнь продолжается! Будут и политика, и деятельность спортивного функционера. Я верю, что найду работу, которая мне действительно будет нравиться.
- Тренерскую работу совсем не рассматриваете?
- Поначалу не рассматривала, да. Я считала, что спортсмены высокого уровня слишком эгоистичны, чтобы тренировать, отдавать душу кому-то другому. Я знаю, какие спортсмены своеобразные люди, какие у них бывают перепады настроения. Но сейчас мне кажется, я созрела и для такой работы. Может быть, не ежедневного тренера, наставника, а такого консультанта, в особенности в части психологии. Иногда бывает: спортсмен хорошо готов физически, а реализоваться никак у него не получается, то есть проблемы с психологией. А у меня ведь огромный багаж опыта накоплен: было очень много стартов, были разные нестандартные ситуации, из которых приходилось как-то выкручиваться. И я хочу всем этим опытом делиться, а не закопать его или положить на полку под нафталин (улыбается).
- С федерацией уже обсуждали возможность такой работы со сборной?
- Все разговоры отложены до осени. Мне ведь придется принимать какое-то решение относительно своей работы и в легкой атлетике, и в Волгоградской областной думе. Будет ли это компромисс или придется принципиально от чего-то отказаться - пока не знаю. Сейчас у меня абсолютно другие задачи - завершить сезон и вместе с ним свою спортивную карьеру. А дальше будет новый день, и как знать, может быть, у меня появятся совершенно новые идеи, чем я хочу заниматься после спорта (улыбается).