23-29 мая в Москве пройдёт чемпионат мира по современному пятиборью. Это последний турнир, на котором спортсмены могут завоевать олимпийские лицензии. Сборная России уже в прошлом году завоевали максимальную квоту (два мужчины, две девушки): именные олимпийские лицензии получили Александр Лесун, Егор Пучкаревский, Доната Римшайте и Гульназ Губайдуллина. Главный тренер сборной России по современном пятиборью, двукратный олимпийский чемпион, участник программы «Фонда поддержки олимпийцев России» «Пекин-2008» Андрей Моисеев рассказал OLYMPIANS.RU, как домашний чемпионат мира может повлиять на формирование олимпийской команды.
- Четыре года назад на Олимпиаде в Лондоне вы ещё выступали – вместе с Александром Лесуном. Сейчас вы готовите его к новым Играм. Как изменились ваши взаимоотношения с Лесуном и другими спортсменами сборной?
- Это было сложно. Особенно сложно шел этот процесс для меня, потому что я, как главный тренер, должен доносить свою позицию, а подопечные должны её воспринимать. Это было тяжело: многие люди сначала вообще не понимали, что теперь я – главный тренер, все выяснения проходили, скорее, на товарищеском уровне. В результате какие-то мои действия и поступки воспринимались, как личная обида. Но у меня не было никакой возможности вести себя по-другому. Сейчас, спустя три года, мы этот этап прошли, всё стало на свои места: ребята начинают понимать, что я уже не партнёр и коллега, а руководитель. Хотя ситуация была непростая, первые два года никто вообще не понимал, что происходит: как же так, мы дружили, общались, а теперь нужно соблюдать какую-то субординацию.
- Вы не раз говорили, что на первую Олимпиаду ехать легче, потому что от новичка не ждут столько, сколько от лидера. Сейчас наши лидеры тоже чувствуют это давление?
- Однозначно. Наши первые номера уже немолоды. И, как бы печально это ни звучало, предстоящая Олимпиада может стать последней для каждого. Поэтому ребята будут стремиться завоевать именно золотые медали, а это может очень сильно давить психологически.
- Вы говорили, что окончательный состав на Олимпийские игры назовёте по итогам чемпионата мира. Если кто-то из наших спортсменов выполнит олимпийский норматив, тренерскому штабу придётся делать выбор. Кто-то из нынешней четверки олимпийцев застрахован от любых перестановок и уже точно поедет в Рио?
- Если не принимать во внимание возможные травмы и форс-мажорные ситуации, безусловно, при любых обстоятельствах поедет Александр Лесун. Он – неоднократный чемпион мира и не раз доказывал, что может в ответственный момент мобилизоваться и показать высокий результат. По остальным я пока бы не спешил делать однозначный прогноз. У девушек тоже никого не стал бы выделять. Уже отобравшиеся спортсменки – Доната Римшайте и Гульназ Губайдуллина – имеют равные шансы на высокий результат. Раньше я бы сказал, что Римшайте сильнее. Сейчас мы наблюдаем другой расклад: Гульназ очень боеспособная спортсменка. За счет плавания, в котором она очень сильна, на Олимпийских играх она может выступить убедительнее, чем Доната.
- То есть, плавание больше всего влияет на результат?
- Плавание не определяет исход борьбы, но Гульназ плывёт действительно очень сильно, выигрывая у своих соперниц много очков, которые потом трудно компенсировать. Кроме того, она здорово бегает в комбайне и отлично управляется с лошадью. Единственный провальный вид у Гульназ – фехтование. Но оно на Олимпиаде получится не очень сильным. Там не будет финалов, полуфиналов. Ещё, скорее всего, на Олимпиаду просто не попадут девушки, которые лучше всего именно фехтуют. Поэтому фехтование на Олимпиаде будет немного слабее, чем на чемпионатах мира и Европы.
- Адекватно оценивая возможности всех членов сборной, насколько вероятны перестановки в составе на Олимпиаду?
- Всё возможно. К тому же, бывают травмы. Но пока я не вижу причин для смены состава на Олимпийские игры: у кого сейчас есть лицензии, находятся на ведущих позициях. Чтобы сейчас завоевать лицензию на Олимпийские игры, нужно попасть в тройку призёров чемпионата мира, что тоже очень сложно. К тому же, этот турнир является отборочным не только для нас, но и для остальных спортсменов, поэтому в полную силу выступать будут все.
- Кто из россиян стартует на домашнем чемпионате?
- Однозначно те, кто уже завоевали олимпийские лицензии – Александр Лесун, Егор Пучкаревский, Доната Римшайте и Гульназ Губайдуллина. По остальным участникам мы сейчас определяемся. Выбирать будем после контрольных тренировок. Окончательный состав объявим на пресс-конференции 18 мая. Костяк практически не поменяется, вопрос лишь в том, кто будем выступать в эстафете, а кто – в лично-командном турнире. Готовность команды неплохая, никто не травмирован.
- Кто из наших спортсменов способен претендовать на место в тройке призёров чемпионата мира и, следовательно, на олимпийские лицензии?
- Сейчас я не хочу называть имена, потому что мы пока не определились с окончательным составом на чемпионат мира.
- Медальный план на чемпионат мира существует?
- Конечно, в приоритете Олимпийские игры. Но чемпионат мира – это этап подготовки к ним. К тому же, он проходит дома. Мы не имеем права выступить плохо. Поэтому команда постарается показать себя на 100 процентов.
- То есть, спортсменам дважды за короткий период придётся выйти на пик формы – на домашний чемпионат мира и Олимпийские игры?
- Совершенно верно, но времени достаточно. После чемпионата мира до Олимпиады останется больше двух месяцев. За это время можно и отдохнуть, и снова выйти на пик формы.
- Все лидеры команды уже готовятся к Олимпиаде по индивидуальному плану?
- Да, с тех самых пор, как спортсмены завоевали лицензии, они имеют право приоритетной подготовки по индивидуальному плану. Если, конечно, у них есть желание готовиться отдельно. При этом всю ответственность за результат они берут на себя. Сейчас вся четвёрка готовится индивидуально со своими личными тренерами, которые согласовывают план со мной и старшими тренерами.
- При формировании окончательного состава на Олимпиаду будете учитывать, например, положение в общем зачёте Кубка мира?
- Учитывать будем всё – и функциональное состояние спортсменов, и его позиции в российском и международном рейтинге. Самое главное – правильно оценить, готов спортсмен именно в данный момент выступить на главном старте четырёхлетие или нет. За прошлые заслуги мы на Олимпиаду никого не повезём. Чемпионат мира станет лакмусовой бумажкой, по которой мы и определим, насколько готов каждый спортсмен, чего от него стоит ожидать в ближайшее время.
- Кстати, об уровне готовности. Как обстоят дела у Александра Лесуна, ведь в нынешнем сезоне он показывает не самые высокие результат.
- Он очень активно набирает форму. Думаю, к домашнему чемпионату он будет готов на 95 процентов.
- С чем, в таком случае, связаны не слишком удачные выступления по ходу сезона?
- Как главному тренеру, мне трудно судить о состоянии конкретного спортсмена. Но могу точно сказать, что три месяца назад Саша находился не в лучших кондициях – это показал этап Кубка мира в Бразилии. Там он совсем неважно выглядел функционально – в беге и плавании. Это нас насторожило, и мы дали Лесуну паузу между стартами. Он не ездил на последующие этапы Кубка мира, целенаправленно готовился к чемпионату мира. Думаю, сейчас всё получится.
- В марте вы выступили на этапе Кубка мира в Бразилии, отрепетировав визит на Олимпийские игры. Прилетели за два дня до старта, чтобы спортсмены выступили, как вы сказали, на волне «стрессовой адаптации». Как прошла эта стрессовая адаптация?
- На мой взгляд, вполне адекватно. Разница во времени – всего шесть часов, а не девять и не 10. Полностью акклиматизироваться было нелегко, но прийти в себя за полтора дня вполне можно. Когда мы прилетим в августе, в первый день только аккредитуемся, заселимся и осмотримся. После этого у нас будет ещё один день, чтобы лежать, отдыхать, читать книжки и восстанавливаться. Больше там делать нечего. Олимпиада – очень нервное мероприятие, как бы ни говорили, что это праздник. Для спортсмена это, в первую очередь, тяжёлая работа. Лишний день находиться там очень тяжело психологически, поэтому мы решили лететь за два дня.
- Некоторые команды прилетают за две недели, чтобы успеть полностью акклиматизироваться.
- Мы не хотим терять две недели полноценной подготовки. Нам нужно практиковать фехтование, верховую езду. Жертвовать ими мы не имеем права, поэтому будем жертвовать акклиматизацией.
- То есть, в Рио готовиться неудобно?
- Того, что нам нужно, там нет. Кроме того, дома удобнее проводить восстановительные процедуры. В целом, мы намного эффективнее сможем подготовиться здесь. Мы круглогодично готовимся на базе «Новогорск», здесь прекрасные условия, поэтому до самого вылета в Рио останемся в Подмосковье.
- Как строится подготовка? Допустим, Римшайте сильнее в конкуре и комбайне, Губайдуллина – в плавании. Они сосредоточатся на своих сильных видах или будут подтягивать слабые?
- Каждый наш спортсмен знает, какие у него проблемы и старается уделять особое внимание им. Но, в целом, насколько мне известно, все идут в одном режиме. Время тренировочного процесса одинаковое, все работают по одному расписанию. Не думаю, что кто-то будет очень много бегать или плавать.
- Правда, что на Олимпиаде рейтинг ничего не решает, и выиграть может практически любой сильный спортсмен?
- Есть определённый уровень, дойдя до которого, спортсмен имеет все шансы выиграть Олимпиаду. Сейчас у мужчин человек 15 могут претендовать на золото и подиум Олимпиады. Пятиборье – сложный технический вид спорта, и та же верховая езда может совершенно поменять расстановку сил, потому что лошади у нас не свои. Тут всегда присутствует элемент везения: тебе может достаться хорошая лошадь, может – плохая, а может – и очень плохая, поэтому рейтинг мало что решает, и 15-17 человек спокойно могут претендовать на места в тройке.
- Четыре года назад на Олимпиаде в Лондоне вы ещё выступали – вместе с Александром Лесуном. Сейчас вы готовите его к новым Играм. Как изменились ваши взаимоотношения с Лесуном и другими спортсменами сборной?
- Это было сложно. Особенно сложно шел этот процесс для меня, потому что я, как главный тренер, должен доносить свою позицию, а подопечные должны её воспринимать. Это было тяжело: многие люди сначала вообще не понимали, что теперь я – главный тренер, все выяснения проходили, скорее, на товарищеском уровне. В результате какие-то мои действия и поступки воспринимались, как личная обида. Но у меня не было никакой возможности вести себя по-другому. Сейчас, спустя три года, мы этот этап прошли, всё стало на свои места: ребята начинают понимать, что я уже не партнёр и коллега, а руководитель. Хотя ситуация была непростая, первые два года никто вообще не понимал, что происходит: как же так, мы дружили, общались, а теперь нужно соблюдать какую-то субординацию.
- Вы не раз говорили, что на первую Олимпиаду ехать легче, потому что от новичка не ждут столько, сколько от лидера. Сейчас наши лидеры тоже чувствуют это давление?
- Однозначно. Наши первые номера уже немолоды. И, как бы печально это ни звучало, предстоящая Олимпиада может стать последней для каждого. Поэтому ребята будут стремиться завоевать именно золотые медали, а это может очень сильно давить психологически.
- Вы говорили, что окончательный состав на Олимпийские игры назовёте по итогам чемпионата мира. Если кто-то из наших спортсменов выполнит олимпийский норматив, тренерскому штабу придётся делать выбор. Кто-то из нынешней четверки олимпийцев застрахован от любых перестановок и уже точно поедет в Рио?
- Если не принимать во внимание возможные травмы и форс-мажорные ситуации, безусловно, при любых обстоятельствах поедет Александр Лесун. Он – неоднократный чемпион мира и не раз доказывал, что может в ответственный момент мобилизоваться и показать высокий результат. По остальным я пока бы не спешил делать однозначный прогноз. У девушек тоже никого не стал бы выделять. Уже отобравшиеся спортсменки – Доната Римшайте и Гульназ Губайдуллина – имеют равные шансы на высокий результат. Раньше я бы сказал, что Римшайте сильнее. Сейчас мы наблюдаем другой расклад: Гульназ очень боеспособная спортсменка. За счет плавания, в котором она очень сильна, на Олимпийских играх она может выступить убедительнее, чем Доната.
- То есть, плавание больше всего влияет на результат?
- Плавание не определяет исход борьбы, но Гульназ плывёт действительно очень сильно, выигрывая у своих соперниц много очков, которые потом трудно компенсировать. Кроме того, она здорово бегает в комбайне и отлично управляется с лошадью. Единственный провальный вид у Гульназ – фехтование. Но оно на Олимпиаде получится не очень сильным. Там не будет финалов, полуфиналов. Ещё, скорее всего, на Олимпиаду просто не попадут девушки, которые лучше всего именно фехтуют. Поэтому фехтование на Олимпиаде будет немного слабее, чем на чемпионатах мира и Европы.
- Адекватно оценивая возможности всех членов сборной, насколько вероятны перестановки в составе на Олимпиаду?
- Всё возможно. К тому же, бывают травмы. Но пока я не вижу причин для смены состава на Олимпийские игры: у кого сейчас есть лицензии, находятся на ведущих позициях. Чтобы сейчас завоевать лицензию на Олимпийские игры, нужно попасть в тройку призёров чемпионата мира, что тоже очень сложно. К тому же, этот турнир является отборочным не только для нас, но и для остальных спортсменов, поэтому в полную силу выступать будут все.
- Кто из россиян стартует на домашнем чемпионате?
- Однозначно те, кто уже завоевали олимпийские лицензии – Александр Лесун, Егор Пучкаревский, Доната Римшайте и Гульназ Губайдуллина. По остальным участникам мы сейчас определяемся. Выбирать будем после контрольных тренировок. Окончательный состав объявим на пресс-конференции 18 мая. Костяк практически не поменяется, вопрос лишь в том, кто будем выступать в эстафете, а кто – в лично-командном турнире. Готовность команды неплохая, никто не травмирован.
- Кто из наших спортсменов способен претендовать на место в тройке призёров чемпионата мира и, следовательно, на олимпийские лицензии?
- Сейчас я не хочу называть имена, потому что мы пока не определились с окончательным составом на чемпионат мира.
- Медальный план на чемпионат мира существует?
- Конечно, в приоритете Олимпийские игры. Но чемпионат мира – это этап подготовки к ним. К тому же, он проходит дома. Мы не имеем права выступить плохо. Поэтому команда постарается показать себя на 100 процентов.
- То есть, спортсменам дважды за короткий период придётся выйти на пик формы – на домашний чемпионат мира и Олимпийские игры?
- Совершенно верно, но времени достаточно. После чемпионата мира до Олимпиады останется больше двух месяцев. За это время можно и отдохнуть, и снова выйти на пик формы.
- Все лидеры команды уже готовятся к Олимпиаде по индивидуальному плану?
- Да, с тех самых пор, как спортсмены завоевали лицензии, они имеют право приоритетной подготовки по индивидуальному плану. Если, конечно, у них есть желание готовиться отдельно. При этом всю ответственность за результат они берут на себя. Сейчас вся четвёрка готовится индивидуально со своими личными тренерами, которые согласовывают план со мной и старшими тренерами.
- При формировании окончательного состава на Олимпиаду будете учитывать, например, положение в общем зачёте Кубка мира?
- Учитывать будем всё – и функциональное состояние спортсменов, и его позиции в российском и международном рейтинге. Самое главное – правильно оценить, готов спортсмен именно в данный момент выступить на главном старте четырёхлетие или нет. За прошлые заслуги мы на Олимпиаду никого не повезём. Чемпионат мира станет лакмусовой бумажкой, по которой мы и определим, насколько готов каждый спортсмен, чего от него стоит ожидать в ближайшее время.
- Кстати, об уровне готовности. Как обстоят дела у Александра Лесуна, ведь в нынешнем сезоне он показывает не самые высокие результат.
- Он очень активно набирает форму. Думаю, к домашнему чемпионату он будет готов на 95 процентов.
- С чем, в таком случае, связаны не слишком удачные выступления по ходу сезона?
- Как главному тренеру, мне трудно судить о состоянии конкретного спортсмена. Но могу точно сказать, что три месяца назад Саша находился не в лучших кондициях – это показал этап Кубка мира в Бразилии. Там он совсем неважно выглядел функционально – в беге и плавании. Это нас насторожило, и мы дали Лесуну паузу между стартами. Он не ездил на последующие этапы Кубка мира, целенаправленно готовился к чемпионату мира. Думаю, сейчас всё получится.
- В марте вы выступили на этапе Кубка мира в Бразилии, отрепетировав визит на Олимпийские игры. Прилетели за два дня до старта, чтобы спортсмены выступили, как вы сказали, на волне «стрессовой адаптации». Как прошла эта стрессовая адаптация?
- На мой взгляд, вполне адекватно. Разница во времени – всего шесть часов, а не девять и не 10. Полностью акклиматизироваться было нелегко, но прийти в себя за полтора дня вполне можно. Когда мы прилетим в августе, в первый день только аккредитуемся, заселимся и осмотримся. После этого у нас будет ещё один день, чтобы лежать, отдыхать, читать книжки и восстанавливаться. Больше там делать нечего. Олимпиада – очень нервное мероприятие, как бы ни говорили, что это праздник. Для спортсмена это, в первую очередь, тяжёлая работа. Лишний день находиться там очень тяжело психологически, поэтому мы решили лететь за два дня.
- Некоторые команды прилетают за две недели, чтобы успеть полностью акклиматизироваться.
- Мы не хотим терять две недели полноценной подготовки. Нам нужно практиковать фехтование, верховую езду. Жертвовать ими мы не имеем права, поэтому будем жертвовать акклиматизацией.
- То есть, в Рио готовиться неудобно?
- Того, что нам нужно, там нет. Кроме того, дома удобнее проводить восстановительные процедуры. В целом, мы намного эффективнее сможем подготовиться здесь. Мы круглогодично готовимся на базе «Новогорск», здесь прекрасные условия, поэтому до самого вылета в Рио останемся в Подмосковье.
- Как строится подготовка? Допустим, Римшайте сильнее в конкуре и комбайне, Губайдуллина – в плавании. Они сосредоточатся на своих сильных видах или будут подтягивать слабые?
- Каждый наш спортсмен знает, какие у него проблемы и старается уделять особое внимание им. Но, в целом, насколько мне известно, все идут в одном режиме. Время тренировочного процесса одинаковое, все работают по одному расписанию. Не думаю, что кто-то будет очень много бегать или плавать.
- Правда, что на Олимпиаде рейтинг ничего не решает, и выиграть может практически любой сильный спортсмен?
- Есть определённый уровень, дойдя до которого, спортсмен имеет все шансы выиграть Олимпиаду. Сейчас у мужчин человек 15 могут претендовать на золото и подиум Олимпиады. Пятиборье – сложный технический вид спорта, и та же верховая езда может совершенно поменять расстановку сил, потому что лошади у нас не свои. Тут всегда присутствует элемент везения: тебе может достаться хорошая лошадь, может – плохая, а может – и очень плохая, поэтому рейтинг мало что решает, и 15-17 человек спокойно могут претендовать на места в тройке.