Олимпийские чемпионы по фигурному катанию в командных соревнованиях, серебряные призеры Игр в Сочи, грантополучатели Фонда поддержки олимпийцев России по программе поддержки перспективных спортсменов Сочи-2014 Ксения Столбова и Федор Климов, вернувшись на лёд после восьмимесячного перерыва, выиграли чемпионат страны, покорив зрителей и судей хореографией своих программ.
- Вы очень много сами работаете над программами. Ищете музыку, постановщиков, хореографов, танцоров, модельеров. Вам это важно и почему?
- Я очень уважаю своих тренеров, но понимаю, что тренер не сможет прочувствовать все так, как спортсмен. Спортсмен должен сам понять и искать, чего ему не хватает, под какую музыку хотел бы кататься. Потому что тренер видит ошибки, может что-то подсказать, подправить, но не он катается.
Да, у нас большое количество специалистов, хореографов, но за то время, что мы работаем вместе, бывает, что глаз замыливается, а мне всегда хотелось, чтобы наши программы отличались свежими идеями, тем, что еще никто не пробовал, не делал. Поэтому я и пытаюсь найти специалистов, хореографов, танцоров. И не важно, откуда этот человек из Большого театра, шоу или просто танцор с улицы. Искать можно везде. В этом сезоне нам повезло, я встретила Юру Смекалова, потом помогал еще один хореограф. Мы проделали огромную, колоссальную работу в этом плане.
- Как родилась идея обратиться к Смекалову?
- Мы поставили программы, потом вся эта история с травмой, но в то же время я понимала, что нам нужно чем-то заниматься. Руками, пластикой… Я начала искать в интернете хорошего постановщика, хореографа по современным танцам, модерну. Естественно, проще было найти среди своих, потому что не станешь просить кого-нибудь приехать из Америки или Канады. В результате поисков наткнулась на видео Смекалова. И как это бывает, когда ты чувствуешь душой, я поняла, что Юра – это наше, что нужно с ним работать. Сказала об этом Нине Михайловне, она доверяет мне, не стала противиться, просто сказала: "Связывайся, приглашай. И я связалась, пригласила. Юра приехал в Сочи, начал ставить, и это было нереально.
- Поясните.
- Юра очень тонко чувствует. Он очень тонко прочувствовал меня. Я ему донесла свою идею, свое видение, чего бы я хотела, объяснила, чего мне не хватает. Он все это выслушал, переварил. И мы начали ставить руки. Обычно я очень дотошный человек, если что-то не нравится, то буду сто раз перебирать, а тут мне не к чему было придраться. Мне реально все нравилось. Просто человек настолько точно понял, чего я хотела.
От работы я получила настоящий кайф. Мы не только занимались программой, мы разминались, просто двигались, разговаривали, искали какие-то идеи. Я видела, что Федьке это нравится, потому что Федька специфический человек, он не очень любит вникать в такие тонкости. Но я первый раз видела, как Федя кайфовал. И когда мы поставили руки, то самое клёвое было то, что Юра из нас потом еще вытягивал какие-то вещи. Не просто - ребята, все отлично, катайтесь так. Каждую тренировку, говорил: "Прогон, еще один, давайте. Нет, это переделываем".
- Парное катание усложнилось, и многие пары делают ставку на элементы, не уделяя столько времени и внимания хореографии.
- Но уж извините, в этом виноваты не спортсмены. У нас безвыходная ситуация с правилами, и волей-неволей некоторым ребятам приходится забивать на хореографию и банально успевать доезжать в музыку, при этом исполняя элементы ультра-си и весь оставшийся багаж. Я никого не оправдываю, говорю, как есть. Таковы правила. Но если ты хочешь выигрывать, то надо и кататься хорошо, и ультра-си делать. Могу сказать за себя, я к этому готова. Раз такие правила, значит, нужно под эту дудку плясать.
И вместе с тем, сколько пар ломается? Вспомните прошлый ужасный сезон, такого количества травм не было никогда. Я очень надеюсь, что через какое-то время в парном катании что-то поменяется, хотя бы что-то упростят, потому что это уже не фигурное катание, а акробатический спорт. Люди вынуждены просто под музыку исполнять сложные элементы, а не как раньше, когда четыре с половиной минуты проносились как спектакль. А сейчас ультра-си и травмы. И ломаются девочки, которым еще жить, рожать…
- Что значит для вас победа на чемпионате России?
- Многое. Если честно, я еще никогда не чувствовала себя так. Я получила новые эмоции, настоящий кайф от фигурного катания. Я поняла, как сильно хочу кататься, чувствовать адреналин, кураж, видеть публику в зале. У меня давно не было таких эмоций как после Олимпиады. Думаю, это можно понять, все же видели, что творилось в Сочи. После такого сложно было найти мотивацию, которая была у нас до старта Игр. А сейчас я, наверное, второй раз родилась в фигурном катании. Я вернулась, будто с пустым чемоданом, багажом. Я хочу забыть о том, что было раньше, потому что прошлым жить нельзя, иначе не будет будущего.
- Вы очень много сами работаете над программами. Ищете музыку, постановщиков, хореографов, танцоров, модельеров. Вам это важно и почему?
- Я очень уважаю своих тренеров, но понимаю, что тренер не сможет прочувствовать все так, как спортсмен. Спортсмен должен сам понять и искать, чего ему не хватает, под какую музыку хотел бы кататься. Потому что тренер видит ошибки, может что-то подсказать, подправить, но не он катается.
Да, у нас большое количество специалистов, хореографов, но за то время, что мы работаем вместе, бывает, что глаз замыливается, а мне всегда хотелось, чтобы наши программы отличались свежими идеями, тем, что еще никто не пробовал, не делал. Поэтому я и пытаюсь найти специалистов, хореографов, танцоров. И не важно, откуда этот человек из Большого театра, шоу или просто танцор с улицы. Искать можно везде. В этом сезоне нам повезло, я встретила Юру Смекалова, потом помогал еще один хореограф. Мы проделали огромную, колоссальную работу в этом плане.
- Как родилась идея обратиться к Смекалову?
- Мы поставили программы, потом вся эта история с травмой, но в то же время я понимала, что нам нужно чем-то заниматься. Руками, пластикой… Я начала искать в интернете хорошего постановщика, хореографа по современным танцам, модерну. Естественно, проще было найти среди своих, потому что не станешь просить кого-нибудь приехать из Америки или Канады. В результате поисков наткнулась на видео Смекалова. И как это бывает, когда ты чувствуешь душой, я поняла, что Юра – это наше, что нужно с ним работать. Сказала об этом Нине Михайловне, она доверяет мне, не стала противиться, просто сказала: "Связывайся, приглашай. И я связалась, пригласила. Юра приехал в Сочи, начал ставить, и это было нереально.
- Поясните.
- Юра очень тонко чувствует. Он очень тонко прочувствовал меня. Я ему донесла свою идею, свое видение, чего бы я хотела, объяснила, чего мне не хватает. Он все это выслушал, переварил. И мы начали ставить руки. Обычно я очень дотошный человек, если что-то не нравится, то буду сто раз перебирать, а тут мне не к чему было придраться. Мне реально все нравилось. Просто человек настолько точно понял, чего я хотела.
От работы я получила настоящий кайф. Мы не только занимались программой, мы разминались, просто двигались, разговаривали, искали какие-то идеи. Я видела, что Федьке это нравится, потому что Федька специфический человек, он не очень любит вникать в такие тонкости. Но я первый раз видела, как Федя кайфовал. И когда мы поставили руки, то самое клёвое было то, что Юра из нас потом еще вытягивал какие-то вещи. Не просто - ребята, все отлично, катайтесь так. Каждую тренировку, говорил: "Прогон, еще один, давайте. Нет, это переделываем".
- Парное катание усложнилось, и многие пары делают ставку на элементы, не уделяя столько времени и внимания хореографии.
- Но уж извините, в этом виноваты не спортсмены. У нас безвыходная ситуация с правилами, и волей-неволей некоторым ребятам приходится забивать на хореографию и банально успевать доезжать в музыку, при этом исполняя элементы ультра-си и весь оставшийся багаж. Я никого не оправдываю, говорю, как есть. Таковы правила. Но если ты хочешь выигрывать, то надо и кататься хорошо, и ультра-си делать. Могу сказать за себя, я к этому готова. Раз такие правила, значит, нужно под эту дудку плясать.
И вместе с тем, сколько пар ломается? Вспомните прошлый ужасный сезон, такого количества травм не было никогда. Я очень надеюсь, что через какое-то время в парном катании что-то поменяется, хотя бы что-то упростят, потому что это уже не фигурное катание, а акробатический спорт. Люди вынуждены просто под музыку исполнять сложные элементы, а не как раньше, когда четыре с половиной минуты проносились как спектакль. А сейчас ультра-си и травмы. И ломаются девочки, которым еще жить, рожать…
- Что значит для вас победа на чемпионате России?
- Многое. Если честно, я еще никогда не чувствовала себя так. Я получила новые эмоции, настоящий кайф от фигурного катания. Я поняла, как сильно хочу кататься, чувствовать адреналин, кураж, видеть публику в зале. У меня давно не было таких эмоций как после Олимпиады. Думаю, это можно понять, все же видели, что творилось в Сочи. После такого сложно было найти мотивацию, которая была у нас до старта Игр. А сейчас я, наверное, второй раз родилась в фигурном катании. Я вернулась, будто с пустым чемоданом, багажом. Я хочу забыть о том, что было раньше, потому что прошлым жить нельзя, иначе не будет будущего.