Знаменитый тренер по фигурному катанию, грантополучатель Фонда поддержки олимпийцев России по программам «Турин-2006», «Олимпийские достижения-2006» и «Программа поддержки тренеров и специалистов Сочи-2014» Алексей Мишин рассказал о подготовке своих учеников к новому сезону, а также сложных прыжках, которые, по его мнению, являются важным средством для создания высокохудожественного произведения на льду.
- Грантополучатель Фонда поддержки олимпийцев России по «Программе поддержки перспективных спортсменов Сочи-2014» Лиза Туктамышева находится сейчас в состоянии: быть или не быть. И наступающий сезон станет для нее определяющим. Новые программы у Лизы интересные, яркие, которые при хорошем контенте позволят решить ей самые сложные задачи.
Если говорить о других спортсменках, то нас радует прогресс Сони Самодуровой, которая новом сезоне покажет себя не только хорошей спортсменкой, но и артисткой. Постепенно восстанавливает физическую форму Алина Соловьева, которая мне представляется одной из самых пластичных девушек нашего фигурного катания.
Понимаете, тренер всегда должен видеть в своих учениках что-то положительное, иначе движение вперед теряет всякий смысл. Так вот, рассматривая наше мужское одиночное катание, хотел бы отметить плюсы своих спортсменов. На мой взгляд, соревнования последних сезонов говорят о том, что Саше Петрову можно дать приз как самому стабильному фигуристу нашей сборной. У Петрова есть замечательная черта, необходимая для спорта: на соревнованиях он показывает то, что умеет делать. Если спортсмен не обладает этим качеством, то все усилия тренера обречены на провал. Саша Петров умеет и может.
Если говорить об Андрее Лазукине, выделить в нем положительные моменты, то я бы отметил, что внешне Андрей – один из самых элегантных и статных фигуристов, анатомические данные которого наиболее совместимы с понятием идеальная конституция для фигурного катания. Кроме того, он одаренный спортсмен, у него легкое скольжение. И, учитывая то, что в этом году на уровне тренировок и контрольных стартов Андрей овладел четверным ритбергером, то мне видится хорошей перспектива его попадания в состав нашей сборной.
Что касается молодых ребят, то прежде всего мы уделяем особое внимание фигуристам с ярко выраженными способностями к многооборотным прыжкам. Среди них лидерами являются Женя Семененко и юный спортсмен из Казани Глеб Сейфулин. Женя уже демонстрирует на соревнованиях тройной аксель, четверной тулуп и близок к исполнению четверного сальхова. Если говорить о Глебе, то вместе с Резедой Кадыровой мы постараемся раскрыть его
- Как вы считаете, на Олимпиаде в Корее мы увидим у мужчин такое количество четверных прыжков как на недавнем чемпионате мира?
- Увидим. И еще большее количество четверных. Выиграет тот, кто будет стремиться сделать на Олимпиаде четверной лутц или флип, два сальхова и два тулупа. Выиграет тот, кто в текущем сезоне создаст себе наиболее яркое реноме. И, конечно, кому улыбнется судьба, спортивное счастье и правильное расположение звезд на небе.
- После чемпионата мира стали говорить, что программы мужчин с таким количеством четверных строятся по схеме: разбег – прыжок, уходит художественная составляющая. Как быть с этим?
- Со временем все встанет на свои места. У меня есть прекрасный пример, когда перед Олимпиадой в Ванкувере многие говорили, что четверные им не нужны, что они обыграют Плющенко за счет компонента "транзишн". Процессы, происходящие в спорте и в других сферах человеческой деятельности, зависят не только от их стихийного развития, они еще и управляемы. Тогда, на Олимпиаде-2010, качели Международного союза конькобежцев склонились в сторону компонента "транзишн". Однако после Олимпиады тот же Лайсачек и Чан рванули осваивать четверные. Я всю жизнь стремился к тому, чтобы мои спортсмены прыгали технически сложные прыжки, с максимальным числом оборотов.
Глубокое заблуждение, что исполнение сложных прыжков и красота – взаимоисключающие понятия. Когда гениальные фигуристы после завершения спортивной карьеры переходили в шоу и исключали сложные прыжки, то это было скучно. Да, фигуристы выглядели пластичными, изящными, высококлассными, но как только из их программ пропадали сложные прыжки, то исчезали горчица, уксус и перец. Все это не впечатляло. Потому что одним из самых убедительных средств выражения хореографических замыслов в программах фигуристов являются максимально сложные прыжки. Даже зрители, сидящие на трибунах, очень четко различают количество оборотов, выполненных в воздухе, за что вознаграждают исполнителей аплодисментами. Было бы глупо говорить, что вращения и шаги не важны. Они также составляющие успеха. Но программа без четверных прыжков – все равно что суп из топора. И сколько сельдерея и петрушки не клади, вкусным этот суп никогда не станет.
- Грантополучатель Фонда поддержки олимпийцев России по «Программе поддержки перспективных спортсменов Сочи-2014» Лиза Туктамышева находится сейчас в состоянии: быть или не быть. И наступающий сезон станет для нее определяющим. Новые программы у Лизы интересные, яркие, которые при хорошем контенте позволят решить ей самые сложные задачи.
Если говорить о других спортсменках, то нас радует прогресс Сони Самодуровой, которая новом сезоне покажет себя не только хорошей спортсменкой, но и артисткой. Постепенно восстанавливает физическую форму Алина Соловьева, которая мне представляется одной из самых пластичных девушек нашего фигурного катания.
Понимаете, тренер всегда должен видеть в своих учениках что-то положительное, иначе движение вперед теряет всякий смысл. Так вот, рассматривая наше мужское одиночное катание, хотел бы отметить плюсы своих спортсменов. На мой взгляд, соревнования последних сезонов говорят о том, что Саше Петрову можно дать приз как самому стабильному фигуристу нашей сборной. У Петрова есть замечательная черта, необходимая для спорта: на соревнованиях он показывает то, что умеет делать. Если спортсмен не обладает этим качеством, то все усилия тренера обречены на провал. Саша Петров умеет и может.
Если говорить об Андрее Лазукине, выделить в нем положительные моменты, то я бы отметил, что внешне Андрей – один из самых элегантных и статных фигуристов, анатомические данные которого наиболее совместимы с понятием идеальная конституция для фигурного катания. Кроме того, он одаренный спортсмен, у него легкое скольжение. И, учитывая то, что в этом году на уровне тренировок и контрольных стартов Андрей овладел четверным ритбергером, то мне видится хорошей перспектива его попадания в состав нашей сборной.
Что касается молодых ребят, то прежде всего мы уделяем особое внимание фигуристам с ярко выраженными способностями к многооборотным прыжкам. Среди них лидерами являются Женя Семененко и юный спортсмен из Казани Глеб Сейфулин. Женя уже демонстрирует на соревнованиях тройной аксель, четверной тулуп и близок к исполнению четверного сальхова. Если говорить о Глебе, то вместе с Резедой Кадыровой мы постараемся раскрыть его
- Как вы считаете, на Олимпиаде в Корее мы увидим у мужчин такое количество четверных прыжков как на недавнем чемпионате мира?
- Увидим. И еще большее количество четверных. Выиграет тот, кто будет стремиться сделать на Олимпиаде четверной лутц или флип, два сальхова и два тулупа. Выиграет тот, кто в текущем сезоне создаст себе наиболее яркое реноме. И, конечно, кому улыбнется судьба, спортивное счастье и правильное расположение звезд на небе.
- После чемпионата мира стали говорить, что программы мужчин с таким количеством четверных строятся по схеме: разбег – прыжок, уходит художественная составляющая. Как быть с этим?
- Со временем все встанет на свои места. У меня есть прекрасный пример, когда перед Олимпиадой в Ванкувере многие говорили, что четверные им не нужны, что они обыграют Плющенко за счет компонента "транзишн". Процессы, происходящие в спорте и в других сферах человеческой деятельности, зависят не только от их стихийного развития, они еще и управляемы. Тогда, на Олимпиаде-2010, качели Международного союза конькобежцев склонились в сторону компонента "транзишн". Однако после Олимпиады тот же Лайсачек и Чан рванули осваивать четверные. Я всю жизнь стремился к тому, чтобы мои спортсмены прыгали технически сложные прыжки, с максимальным числом оборотов.
Глубокое заблуждение, что исполнение сложных прыжков и красота – взаимоисключающие понятия. Когда гениальные фигуристы после завершения спортивной карьеры переходили в шоу и исключали сложные прыжки, то это было скучно. Да, фигуристы выглядели пластичными, изящными, высококлассными, но как только из их программ пропадали сложные прыжки, то исчезали горчица, уксус и перец. Все это не впечатляло. Потому что одним из самых убедительных средств выражения хореографических замыслов в программах фигуристов являются максимально сложные прыжки. Даже зрители, сидящие на трибунах, очень четко различают количество оборотов, выполненных в воздухе, за что вознаграждают исполнителей аплодисментами. Было бы глупо говорить, что вращения и шаги не важны. Они также составляющие успеха. Но программа без четверных прыжков – все равно что суп из топора. И сколько сельдерея и петрушки не клади, вкусным этот суп никогда не станет.