16 февраля Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Об этом сообщает пресс-служба Минспорта России.
Законопроект направлен на создание условий для всестороннего развития детей и совершенствования их спортивного мастерства в организациях детско-юношеского спорта вне зависимости от их ведомственной принадлежности.
Законопроект предусматривает:
- отнесение организаций, реализующих программы спортивной подготовки, к организациям дополнительного образования спортивной направленности;
- наделение тренеров и лиц, проходящих спортивную подготовку в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, правами, обязанностями и гарантиями соответственно педагогических работников и обучающихся;
- гармонизацию программ спортивной подготовки с основными общеобразовательными программами, дополнительными общеобразовательными программами в области физической культуры и спорта;
- закрепление в структуре системы образования федеральных стандартов спортивной подготовки, заменив ими федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта;
- совершенствование понятийного аппарата, используемого в законодательстве Российской Федерации, в том числе уточнение понятия "детско-юношеский спорт" в связи с необходимостью учёта всех несовершеннолетних граждан, занимающихся спортом.
Таким образом, основу спортивной подготовки как учебно-тренировочного процесса будут составлять разрабатываемые и утверждаемые Минспортом России федеральные стандарты спортивной подготовки, примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, а также дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, разрабатываемые конкретными образовательными организациями спортивной направленности.
Принятие законопроекта не повлечёт за собой переход организаций, осуществляющих спортивную подготовку, из системы спорта в систему образования, а лишь изменит тип организаций на образовательные, но при этом спортивной направленности. Это позволит всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку детей и молодёжи, вне зависимости от ведомственной принадлежности, работать по единым правилам, установленным законодательством об образовании и законодательством о физической культуре и спорте. При этом сохраняется ведущая роль Минспорта России в регламентации вопросов организации и осуществления спортивной подготовки как учебно-тренировочного процесса, включая её научно-методическое сопровождение.
Кроме того, финансовое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку, будет сохранено в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", а также соответствующих региональных программ.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят тренерам получать социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников, но при этом они не отменяют и не уменьшают уже предусмотренные стимулирующие выплаты, которые сейчас получают тренеры.
Вместе с тем, нуждаются в дополнительной проработке вопросы, связанные с финансовым обеспечением субъектов Российской Федерации в связи с реализацией законопроекта: социальные гарантии тренерам, лицензирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку (лицензионные требования в части материально-технического обеспечения организаций спортивной подготовки до вступления закона в силу будут актуализированы с учётом реальных финансовых возможностей регионов, что позволит сократить расходы регионов на лицензирование, также будет подготовлена поправка Правительства Российской Федерации о переходном периоде для прохождения лицензионных процедур).
Кроме того, отдельного внимания требует вопрос осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования (в том числе лицензионного контроля) региональными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта в отношении организаций, реализующих программы спортивной подготовки.
Законопроект направлен на создание условий для всестороннего развития детей и совершенствования их спортивного мастерства в организациях детско-юношеского спорта вне зависимости от их ведомственной принадлежности.
Законопроект предусматривает:
- отнесение организаций, реализующих программы спортивной подготовки, к организациям дополнительного образования спортивной направленности;
- наделение тренеров и лиц, проходящих спортивную подготовку в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, правами, обязанностями и гарантиями соответственно педагогических работников и обучающихся;
- гармонизацию программ спортивной подготовки с основными общеобразовательными программами, дополнительными общеобразовательными программами в области физической культуры и спорта;
- закрепление в структуре системы образования федеральных стандартов спортивной подготовки, заменив ими федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта;
- совершенствование понятийного аппарата, используемого в законодательстве Российской Федерации, в том числе уточнение понятия "детско-юношеский спорт" в связи с необходимостью учёта всех несовершеннолетних граждан, занимающихся спортом.
Таким образом, основу спортивной подготовки как учебно-тренировочного процесса будут составлять разрабатываемые и утверждаемые Минспортом России федеральные стандарты спортивной подготовки, примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, а также дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, разрабатываемые конкретными образовательными организациями спортивной направленности.
Принятие законопроекта не повлечёт за собой переход организаций, осуществляющих спортивную подготовку, из системы спорта в систему образования, а лишь изменит тип организаций на образовательные, но при этом спортивной направленности. Это позволит всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку детей и молодёжи, вне зависимости от ведомственной принадлежности, работать по единым правилам, установленным законодательством об образовании и законодательством о физической культуре и спорте. При этом сохраняется ведущая роль Минспорта России в регламентации вопросов организации и осуществления спортивной подготовки как учебно-тренировочного процесса, включая её научно-методическое сопровождение.
Кроме того, финансовое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку, будет сохранено в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", а также соответствующих региональных программ.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят тренерам получать социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников, но при этом они не отменяют и не уменьшают уже предусмотренные стимулирующие выплаты, которые сейчас получают тренеры.
Вместе с тем, нуждаются в дополнительной проработке вопросы, связанные с финансовым обеспечением субъектов Российской Федерации в связи с реализацией законопроекта: социальные гарантии тренерам, лицензирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку (лицензионные требования в части материально-технического обеспечения организаций спортивной подготовки до вступления закона в силу будут актуализированы с учётом реальных финансовых возможностей регионов, что позволит сократить расходы регионов на лицензирование, также будет подготовлена поправка Правительства Российской Федерации о переходном периоде для прохождения лицензионных процедур).
Кроме того, отдельного внимания требует вопрос осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования (в том числе лицензионного контроля) региональными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта в отношении организаций, реализующих программы спортивной подготовки.