Президент Центральной Олимпийской академии Наталия Мельникова рассказала о главных задачах спортивного образования на 2023 год.
В нынешнем году упор в развитии Олимпийского образования будет сделан на коммуникации с российскими регионами и обмене опытом. Об этом рассказала Службе информации ОКР президент Центральной Олимпийской академии и член Исполкома ОКР Наталия Мельникова.
— Главная задача – продолжать продвигать программы Олимпийского образования на всех уровнях: в школах, вузах, способствовать развитию спорта в нашей стране в целом и в регионах в частности. Именно там, в регионах, проходит много интересных научных исследований, связанных с развитием Олимпийского движения.
Спикер подчеркнула, что важен индивидуальный подход: нужно брать на вооружение опыт одних регионов и усиливать просветительскую работу – в других.
— Проводить как можно больше образовательных семинаров и курсов повышения квалификации. Ключевыми направлениями образовательных программ должны стать вопросы формирования в спортивной среде новой антидопинговой культуры. Накануне Олимпийского собрания проговаривали эти аспекты с Генеральным директором ОКР Владимиром Сенглеевым. Олимпийские советы и Олимпийские академии должны стать основными площадками по продвижению образовательных программ, проектов и мероприятий ОКР в субъектах РФ. Думаю, в ближайшее время это начнет реализовываться, и мы еще больше укрепим наш научный и образовательный потенциал, – отметила президент ЦОА.
Одновременно российские специалисты в области спортивного образования остаются востребованными и внутри страны, и за рубежом.
— Что касается научно-исследовательского и образовательного контента в олимпийской спортивной науке, тут нашим специалистам равных нет, – уверена Наталия Мельникова. — В частности, многие кандидатские и магистерские диссертации, защищённые иностранными специалистами, подготовлены на основе образовательных программ и проектов Олимпийского комитета России, реализуемых Олимпийскими академиями и олимпийскими советами. Недавно, например, две научные работы защитили специалисты из Китая, сейчас на базе академии пишет диссертацию коллега из Азербайджана. Такие научные сотрудники впоследствии становятся очень востребованы у себя на родине.
Еще один важнейший аспект в настоящий момент – создание условий для получения образования спортсменов, как действующих, так и завершивших свою профессиональную карьеру. Они могут получать дипломы бакалавра не только по направлению «Спорт», но и по таким направлениям как «Менеджмент», «Реклама и связи с общественностью», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и многие другие.
Также Центральная олимпийская академия совместно с РУС «ГЦОЛИФК» осуществляет программу «Амбассадоры спорта и университета». Это программа РR-сопровождения спортсменов высокой квалификации, в рамках которой они получают помощь в формировании своего положительного имиджа и репутации (в вузе и вне его), а также развивают управленческие навыки. На уровне магистратуры в России развивается целый ряд новых востребованных сфер: нутрициология, спортивная дипломатия, разработка программного обеспечения для спортивной сферы.
— В век цифровой трансформации компьютеризация приходит и в Олимпийское движение, а компьютерные виды спорта уже «стучатся» в олимпийскую программу. Тут мы тоже должны быть впереди планеты всей: когда такие решения будут приняты, у нас уже должны быть готовы специалисты, – считает Наталия Мельникова.
И добавляет:
— Я лично всегда стараюсь привлечь спортсменов к выступлению на образовательных и научных площадках, даже если они продолжают активно заниматься спортом и обучаться. Важно ещё в процессе обучения дать им понять, что есть разные варианты карьеры: те, чья жизнь была тесно связана только со спортом, должны понимать, что есть и другая её сторона. У спортсменов нет проблем с тем, чтобы продемонстрировать широкой аудитории свои возможности. Но выйти с докладом на научную конференцию – совершенно другое, и здесь мы должны помочь и раскрыть их таланты. Наши ведущие спортсмены должны учиться риторики, уметь излагать мысли. Они могут быть прекрасными спикерами и администраторами.
В нынешнем году упор в развитии Олимпийского образования будет сделан на коммуникации с российскими регионами и обмене опытом. Об этом рассказала Службе информации ОКР президент Центральной Олимпийской академии и член Исполкома ОКР Наталия Мельникова.
— Главная задача – продолжать продвигать программы Олимпийского образования на всех уровнях: в школах, вузах, способствовать развитию спорта в нашей стране в целом и в регионах в частности. Именно там, в регионах, проходит много интересных научных исследований, связанных с развитием Олимпийского движения.
Спикер подчеркнула, что важен индивидуальный подход: нужно брать на вооружение опыт одних регионов и усиливать просветительскую работу – в других.
— Проводить как можно больше образовательных семинаров и курсов повышения квалификации. Ключевыми направлениями образовательных программ должны стать вопросы формирования в спортивной среде новой антидопинговой культуры. Накануне Олимпийского собрания проговаривали эти аспекты с Генеральным директором ОКР Владимиром Сенглеевым. Олимпийские советы и Олимпийские академии должны стать основными площадками по продвижению образовательных программ, проектов и мероприятий ОКР в субъектах РФ. Думаю, в ближайшее время это начнет реализовываться, и мы еще больше укрепим наш научный и образовательный потенциал, – отметила президент ЦОА.
Одновременно российские специалисты в области спортивного образования остаются востребованными и внутри страны, и за рубежом.
— Что касается научно-исследовательского и образовательного контента в олимпийской спортивной науке, тут нашим специалистам равных нет, – уверена Наталия Мельникова. — В частности, многие кандидатские и магистерские диссертации, защищённые иностранными специалистами, подготовлены на основе образовательных программ и проектов Олимпийского комитета России, реализуемых Олимпийскими академиями и олимпийскими советами. Недавно, например, две научные работы защитили специалисты из Китая, сейчас на базе академии пишет диссертацию коллега из Азербайджана. Такие научные сотрудники впоследствии становятся очень востребованы у себя на родине.
Еще один важнейший аспект в настоящий момент – создание условий для получения образования спортсменов, как действующих, так и завершивших свою профессиональную карьеру. Они могут получать дипломы бакалавра не только по направлению «Спорт», но и по таким направлениям как «Менеджмент», «Реклама и связи с общественностью», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и многие другие.
Также Центральная олимпийская академия совместно с РУС «ГЦОЛИФК» осуществляет программу «Амбассадоры спорта и университета». Это программа РR-сопровождения спортсменов высокой квалификации, в рамках которой они получают помощь в формировании своего положительного имиджа и репутации (в вузе и вне его), а также развивают управленческие навыки. На уровне магистратуры в России развивается целый ряд новых востребованных сфер: нутрициология, спортивная дипломатия, разработка программного обеспечения для спортивной сферы.
— В век цифровой трансформации компьютеризация приходит и в Олимпийское движение, а компьютерные виды спорта уже «стучатся» в олимпийскую программу. Тут мы тоже должны быть впереди планеты всей: когда такие решения будут приняты, у нас уже должны быть готовы специалисты, – считает Наталия Мельникова.
И добавляет:
— Я лично всегда стараюсь привлечь спортсменов к выступлению на образовательных и научных площадках, даже если они продолжают активно заниматься спортом и обучаться. Важно ещё в процессе обучения дать им понять, что есть разные варианты карьеры: те, чья жизнь была тесно связана только со спортом, должны понимать, что есть и другая её сторона. У спортсменов нет проблем с тем, чтобы продемонстрировать широкой аудитории свои возможности. Но выйти с докладом на научную конференцию – совершенно другое, и здесь мы должны помочь и раскрыть их таланты. Наши ведущие спортсмены должны учиться риторики, уметь излагать мысли. Они могут быть прекрасными спикерами и администраторами.