Михаил Дегтярев в интервью ТАСС подвел итоги первых трех месяцев работы на своем посту министра спорта.
— Уже три месяца, как вы вступили на пост министра спорта. С какими сложностями пришлось за это время столкнуться? Что успели за это время? Чем вообще эти первые недели и месяцы вам запомнятся?
— Система управления, конечно, требует настройки. Я три месяца этим, собственно, и занимаюсь. Назначены два новых заместителя. Это статс-секретарь Александр Александрович Никитин, первый вице-губернатор был в Хабаровском крае, глава моей администрации, высшего уровня компетенции государственный управленец. Он у нас отвечает за все правовые вопросы, законодательство, международную деятельность, высшие учебные заведения, науку, всю конгрессно-выставочную деятельность, все хозяйственные вопросы, развитие кампуса на Казакова, 18. Это большая территория, 10 га, усадьба Разумовских. Еще один заместитель назначен — тоже вице-губернатор Хабаровского края Мгер Миранович Гандилян, финансист, отвечает теперь за все имущество, государственно-частное партнерство, все вопросы, связанные с бюджетом, с финансами, с контролем. Тоже высшего уровня управленец — МГУ [закончил] с отличием.
Одес Хасаевич Байсултанов, уже бывший заместитель министра спорта. По моему представлению председателем правительства повышен до первого заместителя. Он свой блок сохранил — госрегулирование, массовый спорт, ГТО, наши новые регионы. Спорт от Донецка и Луганской Народной Республики до Херсонской и Запорожской областей в его ведении.
Алексей Алексеевич Морозов сохранил свой пост как замминистра. Он отвечает за спорт высших достижений, резерв и за "цифру". Недавно Владимир Владимирович Путин поручил нам эту работу укрепить. Мы над его поручениями работали вместе с администрацией президента. Теперь мы в эту сторону будем двигаться. Цифровизация спорта необходима сегодня в первую очередь для атлетов и их родителей, но и для нас, как государственного органа управления, дабы иметь полную картину, что происходит в стране, и снизить, кстати говоря, разные коррупциогенные факторы.
— Обывателю очень трудно понять, что такое цифровизация спорта. Если объяснять это простым языком, почему это хорошо, для чего это нужно?
— Объясняю. Мы в первую очередь для клиента, клиентоцентричности, если этот термин применять. Мы видим это таким образом: чтобы каждый спортсмен, каждый физкультурник имел свою карточку, через Госуслуги получал возможность заявиться на соревнования, увидеть, как он двигается к присвоению следующего разряда. Не за него кто-то в федерации решил, "достоин — недостоин", и подал документы в органы госрегулирования о присвоении, а в автоматическом режиме — количество побед, результат, место на тех или иных соревнованиях. То есть цифровой профиль спортсмена.
Он будет полностью увязан со всем единым календарным планом соревнований. Там же видно будет тренера с самых младых ногтей. Вырастили мы чемпиона, будет понятно, кто его тренировал. Тренеру не надо переживать, он будет получать возможность и на денежное поощрение, и на государственные награды. И этот след будет храниться в цифре с самого начала спортивной карьеры.
Для нас как для органов, осуществляющих госрегулирование, будут также доступны карточки спортивных организаций и спортивных сооружений. Мы будем понимать, сколько занимается людей в той или иной организации, какие они соревнования проводят в соответствии с единым календарным планом, кто ответственные лица, чья это подведомственность. Организации разные у нас — муниципального, регионального, федерального и государственно-общественного характера. Я имею в виду общества физкультурно-спортивные, и клубы, и спортсооружения.
Мы ведем реестр спортсооружений, я вижу в том, как он сегодня ведется, серьезные коррупциогенные факторы. Мы будем это все в цифру переводить. "Соответствует, не соответствует" — будет решать машина, и, соответственно, контакт с чиновником уйдет в прошлое. Поэтому все эти задачи будут решены в ближайшие год-два.
Мы, к сожалению, констатировали, когда моя команда пришла в Минспорт, что клиентоцентричная идеология "ГИС-спорт" нашей государственной информационной системы была отодвинута далеко — за 2027–2028 год. Создание карточки атлета у нас было где-то в 2027–2028 году. Тогда зачем она нужна? У меня вопрос.
Мы сейчас влево все графики двигаем, 2024–2025 год себе ставим. Президент дал целый ряд поручений, над которыми мы работали с администрацией президента и непосредственно с помощником главы государства, секретарем Госсовета РФ Алексеем Дюминым. Поэтому я назвал своего заместителя Морозова, это его "монастырь", вот этим Алексей будет заниматься в том числе.
— Чтобы закрыть международную тему, еще один вопрос. У нас очень недурные результаты в плане международного сотрудничества на уровне ШОС, БРИКС, стран бывшего СНГ. Какую роль вы отводите министерству и себе в частности в этой работе? Она вообще возможна?
— Почему нет? Мы отвечаем за спорт и его развитие как ведомство. Я хочу поднять историю для наших зрителей и читателей, как было устроено в Советском Союзе. И советский опыт мы зря как-то отмели в сторону. До 1991 года был Комитет по физической культуре и спорту СССР, с 1986 года Госкомитет. Он изначально занимался развитием физической культуры и спорта и фактически развитием олимпийского движения. Там разные были механизмы. Глава Госкомспорта или был президентом Олимпийского комитета, или его первый заместитель был в какой-то период президентом Олимпийского комитета.
И эта же система сегодня в Китайской Народной Республике. Я в хороших дружеских отношениях с министром спорта Гао Чжэданом, он же глава Олимпийского комитета страны. И это принимается мировым спортивным сообществом и МОК, никаких вопросов, это суверенное право страны.
Я напомню поправки в Конституцию, которые приняты в 2020 году, — о примате национального права над международными актами. Поэтому повторение как мантры, что Олимпийский комитет — это должно быть что-то независимое, — эти времена прошли. И курс в сторону объединения усилий Министерства спорта, Олимпийского комитета России, олимпийского движения однозначно задан, и мы с него не сойдем. Поэтому я бы предпочел посмотреть на советский опыт управления спортом.
Потом финансы. Советский спорт не получал ни одного рубля из государственного бюджета Советского Союза. Это факт. Советский спорт финансировался за счет "Спортлото". В каких долях? 25% от всех доходов от "Спортлото" шли в бюджет Советского Союза. Госкомспорт еще и зарабатывал деньги вместе со "Спортлото". Четверть шла на цели и задачи Госкомспорта. Четверть шла в регионы на развитие инфраструктуры. То есть все, что построено Госкомспортом за десятилетия, — это деньги от "Спортлото". И всего лишь четверть. Ну плюс, конечно, местные бюджеты, ну и четверть распределялась еще на разные цели.
Плюс в системе Госкомспорта было 26 государственных предприятий, которые производили все — от кроссовок, лыж до разных сложных изделий высокотехнологичных. Поэтому почему мы на этот опыт не можем посмотреть?
Посмотрим, и даже что-то, я думаю, вернем и реализуем из этого опыта. Я думаю, вы заметили, что и президент поручил нам создание фонда, подведомственного Минспорту, как раз таки куда будут направляться средства от игорной деятельности, — доли и все прочее мы определим в ближайшее время в правительстве. Но такое поручение есть, и над ним мы работали вместе с администрацией президента. Это такой плавный поворот в сторону советского опыта.
— В плане доходов от лотереи мы, в принципе, да, уже некоторое время движемся в этом направлении.
— Лотерея сегодня приносит существенные средства, они направляются сразу в федеральный бюджет. На спорт идет до 4 млрд. Деньги небольшие. Нужно ли больше и можно ли больше, вопрос дискуссионный. Мы его в правительстве обязательно обсудим. От букмекерской деятельности сегодня деньги идут напрямую в федерации. И это вызывает ряд вопросов, как их тратят некоторые федерации.
И у нас есть данные, как и у государства, что не все направляют туда, куда надо, — на развитие детско-юношеского спорта. А мы с этим обязательно разберемся вместе с правоохранителями.
— Что грозит федерациям, которые так и не научились тратить букмекерские деньги туда, куда надо?
— Владимир Владимирович в своем поручении очень четко и недвусмысленно зафиксировал, куда будут направляться средства от спортивных событий, в создании которых не задействованы наши, отечественные федерации, лиги, клубы и т.д. Если в двух словах, все спортивные соревнования за пределами России, которые проходят и к которым мы не имеем как страна отношения, на них же люди ставят? Вот от этих доходов все деньги в кубышку, и потом мы их будем распределять уже на развитие детско-юношеского спорта и на развитие инфраструктуры и разные другие цели в соответствии со стратегией по развитию физкультуры и спорта в России, которая утверждена. А внутренние все ставки, если в долях — это примерно где-то процентов 15 от вала ставок, будут по-прежнему направляться в федерации. Логика очень простая. Если ты как глава федерации или лиги можешь сделать это зрелищным, что люди захотят поставить на матч, условно, ЦСКА — "Локомотив" в футболе, пожалуйста, делай для этого все. Тогда больше будут ставить и получать больше денег.
Но от ставок, условно, на матч Лиги чемпионов или какой-нибудь испанской лиги или итальянской, будьте любезны, денежки все в государственный фонд. А потом мы прозрачно определим по методикам. Мы их, конечно, будем все публиковать, обсуждать. Будет у фонда и наблюдательный совет, и контролирующие органы подключим. Но это будет прозрачно.
— По срокам примерно сколько займет?
— Президент нам поставил сроки: до 10 сентября законопроект будет внесен в Государственную Думу.
— Закон-то будет, но ведь эту же историю надо сделать, ее нужно создать.
— Депутаты, я надеюсь, нас поддержат. Я думаю, до Нового года фонд будет точно создан. До 10 сентября внесем в Думу, а так как это уже проект федерального закона, то уже с Думой поработаем. Но так как это поручение президента, я не думаю, что депутаты будут тормозить этот процесс...
— Уже три месяца, как вы вступили на пост министра спорта. С какими сложностями пришлось за это время столкнуться? Что успели за это время? Чем вообще эти первые недели и месяцы вам запомнятся?
— Система управления, конечно, требует настройки. Я три месяца этим, собственно, и занимаюсь. Назначены два новых заместителя. Это статс-секретарь Александр Александрович Никитин, первый вице-губернатор был в Хабаровском крае, глава моей администрации, высшего уровня компетенции государственный управленец. Он у нас отвечает за все правовые вопросы, законодательство, международную деятельность, высшие учебные заведения, науку, всю конгрессно-выставочную деятельность, все хозяйственные вопросы, развитие кампуса на Казакова, 18. Это большая территория, 10 га, усадьба Разумовских. Еще один заместитель назначен — тоже вице-губернатор Хабаровского края Мгер Миранович Гандилян, финансист, отвечает теперь за все имущество, государственно-частное партнерство, все вопросы, связанные с бюджетом, с финансами, с контролем. Тоже высшего уровня управленец — МГУ [закончил] с отличием.
Одес Хасаевич Байсултанов, уже бывший заместитель министра спорта. По моему представлению председателем правительства повышен до первого заместителя. Он свой блок сохранил — госрегулирование, массовый спорт, ГТО, наши новые регионы. Спорт от Донецка и Луганской Народной Республики до Херсонской и Запорожской областей в его ведении.
Алексей Алексеевич Морозов сохранил свой пост как замминистра. Он отвечает за спорт высших достижений, резерв и за "цифру". Недавно Владимир Владимирович Путин поручил нам эту работу укрепить. Мы над его поручениями работали вместе с администрацией президента. Теперь мы в эту сторону будем двигаться. Цифровизация спорта необходима сегодня в первую очередь для атлетов и их родителей, но и для нас, как государственного органа управления, дабы иметь полную картину, что происходит в стране, и снизить, кстати говоря, разные коррупциогенные факторы.
— Обывателю очень трудно понять, что такое цифровизация спорта. Если объяснять это простым языком, почему это хорошо, для чего это нужно?
— Объясняю. Мы в первую очередь для клиента, клиентоцентричности, если этот термин применять. Мы видим это таким образом: чтобы каждый спортсмен, каждый физкультурник имел свою карточку, через Госуслуги получал возможность заявиться на соревнования, увидеть, как он двигается к присвоению следующего разряда. Не за него кто-то в федерации решил, "достоин — недостоин", и подал документы в органы госрегулирования о присвоении, а в автоматическом режиме — количество побед, результат, место на тех или иных соревнованиях. То есть цифровой профиль спортсмена.
Он будет полностью увязан со всем единым календарным планом соревнований. Там же видно будет тренера с самых младых ногтей. Вырастили мы чемпиона, будет понятно, кто его тренировал. Тренеру не надо переживать, он будет получать возможность и на денежное поощрение, и на государственные награды. И этот след будет храниться в цифре с самого начала спортивной карьеры.
Для нас как для органов, осуществляющих госрегулирование, будут также доступны карточки спортивных организаций и спортивных сооружений. Мы будем понимать, сколько занимается людей в той или иной организации, какие они соревнования проводят в соответствии с единым календарным планом, кто ответственные лица, чья это подведомственность. Организации разные у нас — муниципального, регионального, федерального и государственно-общественного характера. Я имею в виду общества физкультурно-спортивные, и клубы, и спортсооружения.
Мы ведем реестр спортсооружений, я вижу в том, как он сегодня ведется, серьезные коррупциогенные факторы. Мы будем это все в цифру переводить. "Соответствует, не соответствует" — будет решать машина, и, соответственно, контакт с чиновником уйдет в прошлое. Поэтому все эти задачи будут решены в ближайшие год-два.
Мы, к сожалению, констатировали, когда моя команда пришла в Минспорт, что клиентоцентричная идеология "ГИС-спорт" нашей государственной информационной системы была отодвинута далеко — за 2027–2028 год. Создание карточки атлета у нас было где-то в 2027–2028 году. Тогда зачем она нужна? У меня вопрос.
Мы сейчас влево все графики двигаем, 2024–2025 год себе ставим. Президент дал целый ряд поручений, над которыми мы работали с администрацией президента и непосредственно с помощником главы государства, секретарем Госсовета РФ Алексеем Дюминым. Поэтому я назвал своего заместителя Морозова, это его "монастырь", вот этим Алексей будет заниматься в том числе.
— Чтобы закрыть международную тему, еще один вопрос. У нас очень недурные результаты в плане международного сотрудничества на уровне ШОС, БРИКС, стран бывшего СНГ. Какую роль вы отводите министерству и себе в частности в этой работе? Она вообще возможна?
— Почему нет? Мы отвечаем за спорт и его развитие как ведомство. Я хочу поднять историю для наших зрителей и читателей, как было устроено в Советском Союзе. И советский опыт мы зря как-то отмели в сторону. До 1991 года был Комитет по физической культуре и спорту СССР, с 1986 года Госкомитет. Он изначально занимался развитием физической культуры и спорта и фактически развитием олимпийского движения. Там разные были механизмы. Глава Госкомспорта или был президентом Олимпийского комитета, или его первый заместитель был в какой-то период президентом Олимпийского комитета.
И эта же система сегодня в Китайской Народной Республике. Я в хороших дружеских отношениях с министром спорта Гао Чжэданом, он же глава Олимпийского комитета страны. И это принимается мировым спортивным сообществом и МОК, никаких вопросов, это суверенное право страны.
Я напомню поправки в Конституцию, которые приняты в 2020 году, — о примате национального права над международными актами. Поэтому повторение как мантры, что Олимпийский комитет — это должно быть что-то независимое, — эти времена прошли. И курс в сторону объединения усилий Министерства спорта, Олимпийского комитета России, олимпийского движения однозначно задан, и мы с него не сойдем. Поэтому я бы предпочел посмотреть на советский опыт управления спортом.
Потом финансы. Советский спорт не получал ни одного рубля из государственного бюджета Советского Союза. Это факт. Советский спорт финансировался за счет "Спортлото". В каких долях? 25% от всех доходов от "Спортлото" шли в бюджет Советского Союза. Госкомспорт еще и зарабатывал деньги вместе со "Спортлото". Четверть шла на цели и задачи Госкомспорта. Четверть шла в регионы на развитие инфраструктуры. То есть все, что построено Госкомспортом за десятилетия, — это деньги от "Спортлото". И всего лишь четверть. Ну плюс, конечно, местные бюджеты, ну и четверть распределялась еще на разные цели.
Плюс в системе Госкомспорта было 26 государственных предприятий, которые производили все — от кроссовок, лыж до разных сложных изделий высокотехнологичных. Поэтому почему мы на этот опыт не можем посмотреть?
Посмотрим, и даже что-то, я думаю, вернем и реализуем из этого опыта. Я думаю, вы заметили, что и президент поручил нам создание фонда, подведомственного Минспорту, как раз таки куда будут направляться средства от игорной деятельности, — доли и все прочее мы определим в ближайшее время в правительстве. Но такое поручение есть, и над ним мы работали вместе с администрацией президента. Это такой плавный поворот в сторону советского опыта.
— В плане доходов от лотереи мы, в принципе, да, уже некоторое время движемся в этом направлении.
— Лотерея сегодня приносит существенные средства, они направляются сразу в федеральный бюджет. На спорт идет до 4 млрд. Деньги небольшие. Нужно ли больше и можно ли больше, вопрос дискуссионный. Мы его в правительстве обязательно обсудим. От букмекерской деятельности сегодня деньги идут напрямую в федерации. И это вызывает ряд вопросов, как их тратят некоторые федерации.
И у нас есть данные, как и у государства, что не все направляют туда, куда надо, — на развитие детско-юношеского спорта. А мы с этим обязательно разберемся вместе с правоохранителями.
— Что грозит федерациям, которые так и не научились тратить букмекерские деньги туда, куда надо?
— Владимир Владимирович в своем поручении очень четко и недвусмысленно зафиксировал, куда будут направляться средства от спортивных событий, в создании которых не задействованы наши, отечественные федерации, лиги, клубы и т.д. Если в двух словах, все спортивные соревнования за пределами России, которые проходят и к которым мы не имеем как страна отношения, на них же люди ставят? Вот от этих доходов все деньги в кубышку, и потом мы их будем распределять уже на развитие детско-юношеского спорта и на развитие инфраструктуры и разные другие цели в соответствии со стратегией по развитию физкультуры и спорта в России, которая утверждена. А внутренние все ставки, если в долях — это примерно где-то процентов 15 от вала ставок, будут по-прежнему направляться в федерации. Логика очень простая. Если ты как глава федерации или лиги можешь сделать это зрелищным, что люди захотят поставить на матч, условно, ЦСКА — "Локомотив" в футболе, пожалуйста, делай для этого все. Тогда больше будут ставить и получать больше денег.
Но от ставок, условно, на матч Лиги чемпионов или какой-нибудь испанской лиги или итальянской, будьте любезны, денежки все в государственный фонд. А потом мы прозрачно определим по методикам. Мы их, конечно, будем все публиковать, обсуждать. Будет у фонда и наблюдательный совет, и контролирующие органы подключим. Но это будет прозрачно.
— По срокам примерно сколько займет?
— Президент нам поставил сроки: до 10 сентября законопроект будет внесен в Государственную Думу.
— Закон-то будет, но ведь эту же историю надо сделать, ее нужно создать.
— Депутаты, я надеюсь, нас поддержат. Я думаю, до Нового года фонд будет точно создан. До 10 сентября внесем в Думу, а так как это уже проект федерального закона, то уже с Думой поработаем. Но так как это поручение президента, я не думаю, что депутаты будут тормозить этот процесс...