Фонд поддержки олимпийцев России
Главная/ Новости/ Новости спорта/ Михаил Дегтярев подвел итоги первых трех месяцев работы на своем посту министра спорта

Михаил Дегтярев подвел итоги первых трех месяцев работы на своем посту министра спорта

12 августа 2024
Михаил Дегтярев в интервью ТАСС подвел итоги первых трех месяцев работы на своем посту министра спорта.

— Уже три месяца, как вы вступили на пост министра спорта. С какими сложностями пришлось за это время столкнуться? Что успели за это время? Чем вообще эти первые недели и месяцы вам запомнятся?

— Система управления, конечно, требует настройки. Я три месяца этим, собственно, и занимаюсь. Назначены два новых заместителя. Это статс-секретарь Александр Александрович Никитин, первый вице-губернатор был в Хабаровском крае, глава моей администрации, высшего уровня компетенции государственный управленец. Он у нас отвечает за все правовые вопросы, законодательство, международную деятельность, высшие учебные заведения, науку, всю конгрессно-выставочную деятельность, все хозяйственные вопросы, развитие кампуса на Казакова, 18. Это большая территория, 10 га, усадьба Разумовских. Еще один заместитель назначен — тоже вице-губернатор Хабаровского края Мгер Миранович Гандилян, финансист, отвечает теперь за все имущество, государственно-частное партнерство, все вопросы, связанные с бюджетом, с финансами, с контролем. Тоже высшего уровня управленец — МГУ [закончил] с отличием.

Одес Хасаевич Байсултанов, уже бывший заместитель министра спорта. По моему представлению председателем правительства повышен до первого заместителя. Он свой блок сохранил — госрегулирование, массовый спорт, ГТО, наши новые регионы. Спорт от Донецка и Луганской Народной Республики до Херсонской и Запорожской областей в его ведении.

Алексей Алексеевич Морозов сохранил свой пост как замминистра. Он отвечает за спорт высших достижений, резерв и за "цифру". Недавно Владимир Владимирович Путин поручил нам эту работу укрепить. Мы над его поручениями работали вместе с администрацией президента. Теперь мы в эту сторону будем двигаться. Цифровизация спорта необходима сегодня в первую очередь для атлетов и их родителей, но и для нас, как государственного органа управления, дабы иметь полную картину, что происходит в стране, и снизить, кстати говоря, разные коррупциогенные факторы.

— Обывателю очень трудно понять, что такое цифровизация спорта. Если объяснять это простым языком, почему это хорошо, для чего это нужно?

— Объясняю. Мы в первую очередь для клиента, клиентоцентричности, если этот термин применять. Мы видим это таким образом: чтобы каждый спортсмен, каждый физкультурник имел свою карточку, через Госуслуги получал возможность заявиться на соревнования, увидеть, как он двигается к присвоению следующего разряда. Не за него кто-то в федерации решил, "достоин — недостоин", и подал документы в органы госрегулирования о присвоении, а в автоматическом режиме — количество побед, результат, место на тех или иных соревнованиях. То есть цифровой профиль спортсмена.

Он будет полностью увязан со всем единым календарным планом соревнований. Там же видно будет тренера с самых младых ногтей. Вырастили мы чемпиона, будет понятно, кто его тренировал. Тренеру не надо переживать, он будет получать возможность и на денежное поощрение, и на государственные награды. И этот след будет храниться в цифре с самого начала спортивной карьеры.

Для нас как для органов, осуществляющих госрегулирование, будут также доступны карточки спортивных организаций и спортивных сооружений. Мы будем понимать, сколько занимается людей в той или иной организации, какие они соревнования проводят в соответствии с единым календарным планом, кто ответственные лица, чья это подведомственность. Организации разные у нас — муниципального, регионального, федерального и государственно-общественного характера. Я имею в виду общества физкультурно-спортивные, и клубы, и спортсооружения.

Мы ведем реестр спортсооружений, я вижу в том, как он сегодня ведется, серьезные коррупциогенные факторы. Мы будем это все в цифру переводить. "Соответствует, не соответствует" — будет решать машина, и, соответственно, контакт с чиновником уйдет в прошлое. Поэтому все эти задачи будут решены в ближайшие год-два.

Мы, к сожалению, констатировали, когда моя команда пришла в Минспорт, что клиентоцентричная идеология "ГИС-спорт" нашей государственной информационной системы была отодвинута далеко — за 2027–2028 год. Создание карточки атлета у нас было где-то в 2027–2028 году. Тогда зачем она нужна? У меня вопрос.

Мы сейчас влево все графики двигаем, 2024–2025 год себе ставим. Президент дал целый ряд поручений, над которыми мы работали с администрацией президента и непосредственно с помощником главы государства, секретарем Госсовета РФ Алексеем Дюминым. Поэтому я назвал своего заместителя Морозова, это его "монастырь", вот этим Алексей будет заниматься в том числе.

— Чтобы закрыть международную тему, еще один вопрос. У нас очень недурные результаты в плане международного сотрудничества на уровне ШОС, БРИКС, стран бывшего СНГ. Какую роль вы отводите министерству и себе в частности в этой работе? Она вообще возможна?

— Почему нет? Мы отвечаем за спорт и его развитие как ведомство. Я хочу поднять историю для наших зрителей и читателей, как было устроено в Советском Союзе. И советский опыт мы зря как-то отмели в сторону. До 1991 года был Комитет по физической культуре и спорту СССР, с 1986 года Госкомитет. Он изначально занимался развитием физической культуры и спорта и фактически развитием олимпийского движения. Там разные были механизмы. Глава Госкомспорта или был президентом Олимпийского комитета, или его первый заместитель был в какой-то период президентом Олимпийского комитета.

И эта же система сегодня в Китайской Народной Республике. Я в хороших дружеских отношениях с министром спорта Гао Чжэданом, он же глава Олимпийского комитета страны. И это принимается мировым спортивным сообществом и МОК, никаких вопросов, это суверенное право страны.

Я напомню поправки в Конституцию, которые приняты в 2020 году, — о примате национального права над международными актами. Поэтому повторение как мантры, что Олимпийский комитет — это должно быть что-то независимое, — эти времена прошли. И курс в сторону объединения усилий Министерства спорта, Олимпийского комитета России, олимпийского движения однозначно задан, и мы с него не сойдем. Поэтому я бы предпочел посмотреть на советский опыт управления спортом.

Потом финансы. Советский спорт не получал ни одного рубля из государственного бюджета Советского Союза. Это факт. Советский спорт финансировался за счет "Спортлото". В каких долях? 25% от всех доходов от "Спортлото" шли в бюджет Советского Союза. Госкомспорт еще и зарабатывал деньги вместе со "Спортлото". Четверть шла на цели и задачи Госкомспорта. Четверть шла в регионы на развитие инфраструктуры. То есть все, что построено Госкомспортом за десятилетия, — это деньги от "Спортлото". И всего лишь четверть. Ну плюс, конечно, местные бюджеты, ну и четверть распределялась еще на разные цели.

Плюс в системе Госкомспорта было 26 государственных предприятий, которые производили все — от кроссовок, лыж до разных сложных изделий высокотехнологичных. Поэтому почему мы на этот опыт не можем посмотреть?

Посмотрим, и даже что-то, я думаю, вернем и реализуем из этого опыта. Я думаю, вы заметили, что и президент поручил нам создание фонда, подведомственного Минспорту, как раз таки куда будут направляться средства от игорной деятельности, — доли и все прочее мы определим в ближайшее время в правительстве. Но такое поручение есть, и над ним мы работали вместе с администрацией президента. Это такой плавный поворот в сторону советского опыта.

— В плане доходов от лотереи мы, в принципе, да, уже некоторое время движемся в этом направлении.

— Лотерея сегодня приносит существенные средства, они направляются сразу в федеральный бюджет. На спорт идет до 4 млрд. Деньги небольшие. Нужно ли больше и можно ли больше, вопрос дискуссионный. Мы его в правительстве обязательно обсудим. От букмекерской деятельности сегодня деньги идут напрямую в федерации. И это вызывает ряд вопросов, как их тратят некоторые федерации.

И у нас есть данные, как и у государства, что не все направляют туда, куда надо, — на развитие детско-юношеского спорта. А мы с этим обязательно разберемся вместе с правоохранителями.

— Что грозит федерациям, которые так и не научились тратить букмекерские деньги туда, куда надо?

— Владимир Владимирович в своем поручении очень четко и недвусмысленно зафиксировал, куда будут направляться средства от спортивных событий, в создании которых не задействованы наши, отечественные федерации, лиги, клубы и т.д. Если в двух словах, все спортивные соревнования за пределами России, которые проходят и к которым мы не имеем как страна отношения, на них же люди ставят? Вот от этих доходов все деньги в кубышку, и потом мы их будем распределять уже на развитие детско-юношеского спорта и на развитие инфраструктуры и разные другие цели в соответствии со стратегией по развитию физкультуры и спорта в России, которая утверждена. А внутренние все ставки, если в долях — это примерно где-то процентов 15 от вала ставок, будут по-прежнему направляться в федерации. Логика очень простая. Если ты как глава федерации или лиги можешь сделать это зрелищным, что люди захотят поставить на матч, условно, ЦСКА — "Локомотив" в футболе, пожалуйста, делай для этого все. Тогда больше будут ставить и получать больше денег.

Но от ставок, условно, на матч Лиги чемпионов или какой-нибудь испанской лиги или итальянской, будьте любезны, денежки все в государственный фонд. А потом мы прозрачно определим по методикам. Мы их, конечно, будем все публиковать, обсуждать. Будет у фонда и наблюдательный совет, и контролирующие органы подключим. Но это будет прозрачно.

— По срокам примерно сколько займет?

— Президент нам поставил сроки: до 10 сентября законопроект будет внесен в Государственную Думу.

— Закон-то будет, но ведь эту же историю надо сделать, ее нужно создать.

— Депутаты, я надеюсь, нас поддержат. Я думаю, до Нового года фонд будет точно создан. До 10 сентября внесем в Думу, а так как это уже проект федерального закона, то уже с Думой поработаем. Но так как это поручение президента, я не думаю, что депутаты будут тормозить этот процесс...

Координаты Фонда

109012, Москва, ул. Варварка, д. 3/1/4/2
Телефон: (495) 926-28-48,
телефон/факс: (495) 648-10-09
e-mail: info@olympians.ru



Создание и поддержка
веб-студия «Симфософт»
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере.
Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Соглашение об использовании файлов cookie