Сборная России по греко-римской борьбе стала победителем общекомандного зачета турнира борцов греко-римского стиля на завершившемся 6 апреля в финском Тампере чемпионате Европы по вольной, греко-римской и женской борьбе. В активе команды четыре медали (одна золотая, одна серебряная, две бронзовые) и 45 очков. При этом команда завоевала олимпийскую лицензию в весовой категории до 96 кг, но по-прежнему не квалифицировалась в Пекин в категориях до 66 кг и 74 кг.
Единственное золото выиграл Асланбек Хуштов (до 96 кг), попутно получив олимпийскую лицензию для России. Олимпийский чемпион, грантополучатель «Фонда поддержки олимпийцев России» Хасан Бароев (до 120 кг) в финале впервые проиграл своему бывшему соотечественнику, ныне – представителю Армении Юрия Патрикееву, и стал только серебряным призером. Еще два грантополучателя - Евгений Попов (до 74 кг) и Руслан Белхороев (до 66 кг) - выиграли бронзовые медали. Аслан Абдуллин (до 60 кг) проиграл схватку за третье место. Назир Манкиев (до 55 кг) и грантополучатель Олег Шокалов (до 84 кг) также остались без медалей.
«Я недоволен выступлением команды на чемпионате Европы, - заявил главный тренер сборной России по греко-римской борьбе, пятикратный чемпион мира, призер Олимпийских игр, грантополучатель «Фонда поддержки олимпийцев России» Гоги Когуашвили. - Перед нами стояла задача завоевать три недостающие лицензии, а мы увезли из Тампере только одну, благодаря блестящей победе Асланбека Хуштова в весовой категории до 96 кг. Неприятный факт, но я уверен, что завоевание недостающих лицензий – вопрос времени. Как такового медального плана на чемпионат Европы перед командой я не ставил, но в целом «своих» медалей мы не добрали. При этом считаю, что команда выступила достойно. Я не видел на турнире ни одной схватки, в которой российский борец отбывал номер. Да, были ошибки, порой очень глупые, но все наши борцы бились за победу в каждом поединке. Не забывайте, что у нас молодая команда и во многих проигранных схватках россиянам не хватило, прежде всего, опыта. Как я уже говорил, Асланбек Хуштов в блестящем стиле выиграл чемпионат Европы. С такой борьбой... Впрочем, лучше пока я не буду говорить об его олимпийских перспективах (улыбается). Честно скажу, большего я ждал в Тампере от капитана команды Хасана Бароева. Второе место - не для него. Хасану надо стать более требовательным к себе. Меня очень порадовали дебютанты сборной Руслан Белхороев и Евгений Попов, которые росли с каждой схваткой и дошли до бронзовых медалей. В шаге от бронзы остановился еще один дебютант сборной, Аслан Абдуллин, а также молодой Назир Манкиев. Для победы им чуть-чуть не хватило опыта и выдержки. Пожалуй, психологически не готов к турниру оказался только Олег Шокалов (до 84 кг). Он умеет бороться, но ему надо стать более уверенным в своих силах».
«Я долго шел к этой победе, и сейчас ощущаю себя по-настоящему счастливым человеком, - сказал Асланбек Хуштов. – Чего только не было за годы, что я занимаюсь борьбой! Травмы – были, нелепые и обидные поражения – были, а уж мелких ошибок на ковре – и все не сосчитать. Надеюсь, с этой победы в моей жизни началась белая полоса, которая будет сопровождать меня до окончания карьеры. Нервничал ли я перед стартом? Нет, что такое мандраж, я забыл, наверное, классе в восьмом – на детских соревнованиях. Я знал, что хорошо готов, и это придавало дополнительную уверенность. Основная задача, которую поставили тренеры – очень активно бороться в стойке, выигрывать там баллы, чтобы перед партером иметь дополнительный запас прочности. И у меня это получилось, вроде бы, во всех пяти схватках. Ну, а в партере я вообще чувствовал себя более чем уверенно. Перед турниром очень много внимания уделял «обратному поясу» - и он начал у меня получатся очень хорошо. Можно сказать, теперь это коронный прием. Льщу себя надеждой, что выполняю его не намного хуже, чем легендарный Сан Саныч Карелин. Правда, он делал этот прием с колен, а я – с прямых ног. А так – никаких отличий нет. На чемпионате Европы мне практически сразу удалось набрать ход, я не оставлял соперникам никаких шансов. Я не преследовал цели как-то напугать их, просто броски шли – и я бросал. И на всем протяжении турнира не раз возникало чувство, что чем больше бросаю, тем больше прибавляется сил. Единственное исключение – финал с немцем Энглишем. Там я совершенно сознательно решил избрать рациональный вариант. Когда я набирал очки и выходил в лидеры, предпочитал лишний раз не рисковать, не пытался произвести лишний бросок. Скажем, во втором периоде при счете 2:1 в мою пользу при борьбе в партере я увидел, что до конца встречи остаются всего 20 секунд. И – уже просто отлежался», - признал Асланбек Хуштов.
«Борьба шла сегодня очень тяжело, - признал Хасан Бароев. – Пожалуй, не было на всем протяжении дня ни одной схватки, которой я был бы полностью доволен, где удалось бы раскрыться. Ничего удивительного нет – к чемпионату Европы я подошел готовым максимум на 70 процентов. Почему – отдельный вопрос. Нет, большое количество турниров здесь не при чем. Да, после сентябрьского чемпионата мира в Баку я провел пять турниров. Раньше я так часто не стартовал. Дело не в этом. Честно говоря, я очень сильно перегружен, мышцы забиты, нет легкости в движениях. За последние три месяца я прошел вместе со сборной России пять полноценных сборов. Мне кажется, для меня это много. У моего организма несколько другие «настройки». Я хочу попросить тренеров сборной дать возможность готовиться по индивидуальному графику, может быть, даже отдельно от команды. Об этом я уже сказал сегодня президенту нашей федерации Михаилу Геразиевичу Мамиашвили. И мне бы очень хотелось, чтобы в этом вопросе мне пошли навстречу».
"До сих пор захлестывают эмоции, - признался Евгений Попов. - Состояние, как будто все еще борюсь на ковре. Очень тяжело складывался для меня этот турнир. Первая схватка действительно была ужасной, я не провел вообще ни одного действия. Но любой борец вам подтвердит, что первый выход на ковер - всегда самый сложный. Психологически, физически... И если это состояние перетерпеть, то дальше будет легче. У меня все так и получилось. Кроме того, после первого поединка ко мне подошел президент нашей федерации Михаил Мамиашвили. Состоялся мужской разговор, Михаил Геразиевич в жесткой, но эффективной форме указал на все мои ошибки и дал действительно ценные советы. Я даже благодарен ему - если бы не своевременная критика, я бы занялся самоедством. А это никогда ни к чему хорошему не приводит. Очень жаль, что не получилось победить в схватке за выход в полуфинал. Мне кажется, подвело отсутствие опыта. Я вел в счете, но за несколько секунд увидел возможность броска и автоматически начал движение. А соперник меня поймал... Конечно, будь я постарше, поопытней, никогда бы такую глупость не совершил. Ну а в поединке за третье место я просто очень хотел выиграть эту медаль. Поляк попался, что называется, "дышащий", с хорошей функциональной готовностью, но к тому времени мне уже удалось уловить свой ритм".
«Узнал я о том, что надо бороться на чемпионате Европы, буквально дней за пять до старта, - поведал Руслан Белхороев. – На тренировке сломался Сейран Симонян, и выбор тренеров пал на меня. Из-за того, что «сушиться» начал слишком поздно, были проблемы с весом. Никак не мог согнать последние 100 грамм, как ни пытался! Выручил мой друг Назир Манкиев, выступавший на этом чемпионате в весе до 55 кг. Дал свои трико, которые, естественно, для меня коротки. Зато легче! И весы показали нужные цифры. Во время соревнований какой-то большой нервозности я не испытывал. Правда, иногда приходилось напрягаться, стараясь уловить подсказки со всех сторон – и президента нашей Федерации Михаила Мамиашвили, и тренеров сборной. Но, естественно, мне их советы очень помогали. Самый сложный поединок выдался, наверное, во втором круге – с опытным турком Эроглу. Можно сказать, на своей шкуре понял, что такое опыт. Очень хитрый борец, и я далеко не всегда догадывался, что он предпримет в последний момент. Ну а в полуфинале с Варданяном из Украины, наверное, не суждено было выиграть. Всевышнему так угодно было. Других объяснений у меня нет. Всего два месяца назад я на турнире Поддубного украинца в целом спокойно обыграл».
Чемпионат Европы по вольной, греко-римской и женской борьбе. Тампере (Финляндия), 5-6 апреля
Весовая категория до 55 кг. 1. Ровшан Байрамов (Азербайджан). 2. Роман Амоян (Армения). 3. Виргил Мунтяну (Румыния) и Петер Модош (Венгрия). До 60 кг. 1. Яркко Ала-Хуйкку (Финляндия). 2. Армен Назарян (Болгария). 3. Давор Стефанек (Сербия) и Хакан Нюблом (Дания). До 66 кг. 1. Армен Варданян (Украина). 2. Ион Панаит (Румыния). 3. Пламен Петров (Болгария) и Руслан Белхороев (Россия). До 74 кг. 1. Петер Бачши (Венгрия). 2. Сереф Туфенк (Турция). 3. Кристоф Жено (Франция) и Евгений Попов (Россия). До 84 кг. 1. Назми Авлуджа (Турция). 2. Бадри Хасая (Грузия). 3. Ара Абрахамян (Швеция) и Андреа Миньюцци (Италия). До 96 кг. 1. Асланбек Хуштов (Россия). 2. Мирко Энглиш (Германия) 3. Елис Гури (Албания) и Рамаз Нозадзе (Грузия). До 120 кг. 1. Юрий Патрикеев (Армения). 2. Хасан Бароев (Россия). 3. Атилла Гюзель (Турция) и Иосиф Чугошвили (Белоруссия). Командный зачет. 1. Россия – 45 очков. 2. Грузия – 35. 3. Турция – 31. 4-5 Финляндия и Болгария – по 25. 6-7. Украина и Франция – по 21.
Источник: Агентство спортивной информации «Весь спорт», Артем Поздеев, Евгений Слюсаренко
Единственное золото выиграл Асланбек Хуштов (до 96 кг), попутно получив олимпийскую лицензию для России. Олимпийский чемпион, грантополучатель «Фонда поддержки олимпийцев России» Хасан Бароев (до 120 кг) в финале впервые проиграл своему бывшему соотечественнику, ныне – представителю Армении Юрия Патрикееву, и стал только серебряным призером. Еще два грантополучателя - Евгений Попов (до 74 кг) и Руслан Белхороев (до 66 кг) - выиграли бронзовые медали. Аслан Абдуллин (до 60 кг) проиграл схватку за третье место. Назир Манкиев (до 55 кг) и грантополучатель Олег Шокалов (до 84 кг) также остались без медалей.
«Я недоволен выступлением команды на чемпионате Европы, - заявил главный тренер сборной России по греко-римской борьбе, пятикратный чемпион мира, призер Олимпийских игр, грантополучатель «Фонда поддержки олимпийцев России» Гоги Когуашвили. - Перед нами стояла задача завоевать три недостающие лицензии, а мы увезли из Тампере только одну, благодаря блестящей победе Асланбека Хуштова в весовой категории до 96 кг. Неприятный факт, но я уверен, что завоевание недостающих лицензий – вопрос времени. Как такового медального плана на чемпионат Европы перед командой я не ставил, но в целом «своих» медалей мы не добрали. При этом считаю, что команда выступила достойно. Я не видел на турнире ни одной схватки, в которой российский борец отбывал номер. Да, были ошибки, порой очень глупые, но все наши борцы бились за победу в каждом поединке. Не забывайте, что у нас молодая команда и во многих проигранных схватках россиянам не хватило, прежде всего, опыта. Как я уже говорил, Асланбек Хуштов в блестящем стиле выиграл чемпионат Европы. С такой борьбой... Впрочем, лучше пока я не буду говорить об его олимпийских перспективах (улыбается). Честно скажу, большего я ждал в Тампере от капитана команды Хасана Бароева. Второе место - не для него. Хасану надо стать более требовательным к себе. Меня очень порадовали дебютанты сборной Руслан Белхороев и Евгений Попов, которые росли с каждой схваткой и дошли до бронзовых медалей. В шаге от бронзы остановился еще один дебютант сборной, Аслан Абдуллин, а также молодой Назир Манкиев. Для победы им чуть-чуть не хватило опыта и выдержки. Пожалуй, психологически не готов к турниру оказался только Олег Шокалов (до 84 кг). Он умеет бороться, но ему надо стать более уверенным в своих силах».
«Я долго шел к этой победе, и сейчас ощущаю себя по-настоящему счастливым человеком, - сказал Асланбек Хуштов. – Чего только не было за годы, что я занимаюсь борьбой! Травмы – были, нелепые и обидные поражения – были, а уж мелких ошибок на ковре – и все не сосчитать. Надеюсь, с этой победы в моей жизни началась белая полоса, которая будет сопровождать меня до окончания карьеры. Нервничал ли я перед стартом? Нет, что такое мандраж, я забыл, наверное, классе в восьмом – на детских соревнованиях. Я знал, что хорошо готов, и это придавало дополнительную уверенность. Основная задача, которую поставили тренеры – очень активно бороться в стойке, выигрывать там баллы, чтобы перед партером иметь дополнительный запас прочности. И у меня это получилось, вроде бы, во всех пяти схватках. Ну, а в партере я вообще чувствовал себя более чем уверенно. Перед турниром очень много внимания уделял «обратному поясу» - и он начал у меня получатся очень хорошо. Можно сказать, теперь это коронный прием. Льщу себя надеждой, что выполняю его не намного хуже, чем легендарный Сан Саныч Карелин. Правда, он делал этот прием с колен, а я – с прямых ног. А так – никаких отличий нет. На чемпионате Европы мне практически сразу удалось набрать ход, я не оставлял соперникам никаких шансов. Я не преследовал цели как-то напугать их, просто броски шли – и я бросал. И на всем протяжении турнира не раз возникало чувство, что чем больше бросаю, тем больше прибавляется сил. Единственное исключение – финал с немцем Энглишем. Там я совершенно сознательно решил избрать рациональный вариант. Когда я набирал очки и выходил в лидеры, предпочитал лишний раз не рисковать, не пытался произвести лишний бросок. Скажем, во втором периоде при счете 2:1 в мою пользу при борьбе в партере я увидел, что до конца встречи остаются всего 20 секунд. И – уже просто отлежался», - признал Асланбек Хуштов.
«Борьба шла сегодня очень тяжело, - признал Хасан Бароев. – Пожалуй, не было на всем протяжении дня ни одной схватки, которой я был бы полностью доволен, где удалось бы раскрыться. Ничего удивительного нет – к чемпионату Европы я подошел готовым максимум на 70 процентов. Почему – отдельный вопрос. Нет, большое количество турниров здесь не при чем. Да, после сентябрьского чемпионата мира в Баку я провел пять турниров. Раньше я так часто не стартовал. Дело не в этом. Честно говоря, я очень сильно перегружен, мышцы забиты, нет легкости в движениях. За последние три месяца я прошел вместе со сборной России пять полноценных сборов. Мне кажется, для меня это много. У моего организма несколько другие «настройки». Я хочу попросить тренеров сборной дать возможность готовиться по индивидуальному графику, может быть, даже отдельно от команды. Об этом я уже сказал сегодня президенту нашей федерации Михаилу Геразиевичу Мамиашвили. И мне бы очень хотелось, чтобы в этом вопросе мне пошли навстречу».
"До сих пор захлестывают эмоции, - признался Евгений Попов. - Состояние, как будто все еще борюсь на ковре. Очень тяжело складывался для меня этот турнир. Первая схватка действительно была ужасной, я не провел вообще ни одного действия. Но любой борец вам подтвердит, что первый выход на ковер - всегда самый сложный. Психологически, физически... И если это состояние перетерпеть, то дальше будет легче. У меня все так и получилось. Кроме того, после первого поединка ко мне подошел президент нашей федерации Михаил Мамиашвили. Состоялся мужской разговор, Михаил Геразиевич в жесткой, но эффективной форме указал на все мои ошибки и дал действительно ценные советы. Я даже благодарен ему - если бы не своевременная критика, я бы занялся самоедством. А это никогда ни к чему хорошему не приводит. Очень жаль, что не получилось победить в схватке за выход в полуфинал. Мне кажется, подвело отсутствие опыта. Я вел в счете, но за несколько секунд увидел возможность броска и автоматически начал движение. А соперник меня поймал... Конечно, будь я постарше, поопытней, никогда бы такую глупость не совершил. Ну а в поединке за третье место я просто очень хотел выиграть эту медаль. Поляк попался, что называется, "дышащий", с хорошей функциональной готовностью, но к тому времени мне уже удалось уловить свой ритм".
«Узнал я о том, что надо бороться на чемпионате Европы, буквально дней за пять до старта, - поведал Руслан Белхороев. – На тренировке сломался Сейран Симонян, и выбор тренеров пал на меня. Из-за того, что «сушиться» начал слишком поздно, были проблемы с весом. Никак не мог согнать последние 100 грамм, как ни пытался! Выручил мой друг Назир Манкиев, выступавший на этом чемпионате в весе до 55 кг. Дал свои трико, которые, естественно, для меня коротки. Зато легче! И весы показали нужные цифры. Во время соревнований какой-то большой нервозности я не испытывал. Правда, иногда приходилось напрягаться, стараясь уловить подсказки со всех сторон – и президента нашей Федерации Михаила Мамиашвили, и тренеров сборной. Но, естественно, мне их советы очень помогали. Самый сложный поединок выдался, наверное, во втором круге – с опытным турком Эроглу. Можно сказать, на своей шкуре понял, что такое опыт. Очень хитрый борец, и я далеко не всегда догадывался, что он предпримет в последний момент. Ну а в полуфинале с Варданяном из Украины, наверное, не суждено было выиграть. Всевышнему так угодно было. Других объяснений у меня нет. Всего два месяца назад я на турнире Поддубного украинца в целом спокойно обыграл».
Чемпионат Европы по вольной, греко-римской и женской борьбе. Тампере (Финляндия), 5-6 апреля
Весовая категория до 55 кг. 1. Ровшан Байрамов (Азербайджан). 2. Роман Амоян (Армения). 3. Виргил Мунтяну (Румыния) и Петер Модош (Венгрия). До 60 кг. 1. Яркко Ала-Хуйкку (Финляндия). 2. Армен Назарян (Болгария). 3. Давор Стефанек (Сербия) и Хакан Нюблом (Дания). До 66 кг. 1. Армен Варданян (Украина). 2. Ион Панаит (Румыния). 3. Пламен Петров (Болгария) и Руслан Белхороев (Россия). До 74 кг. 1. Петер Бачши (Венгрия). 2. Сереф Туфенк (Турция). 3. Кристоф Жено (Франция) и Евгений Попов (Россия). До 84 кг. 1. Назми Авлуджа (Турция). 2. Бадри Хасая (Грузия). 3. Ара Абрахамян (Швеция) и Андреа Миньюцци (Италия). До 96 кг. 1. Асланбек Хуштов (Россия). 2. Мирко Энглиш (Германия) 3. Елис Гури (Албания) и Рамаз Нозадзе (Грузия). До 120 кг. 1. Юрий Патрикеев (Армения). 2. Хасан Бароев (Россия). 3. Атилла Гюзель (Турция) и Иосиф Чугошвили (Белоруссия). Командный зачет. 1. Россия – 45 очков. 2. Грузия – 35. 3. Турция – 31. 4-5 Финляндия и Болгария – по 25. 6-7. Украина и Франция – по 21.
Источник: Агентство спортивной информации «Весь спорт», Артем Поздеев, Евгений Слюсаренко