В Харде (Австрия) прошел чемпионат Европы по парусному спорту в олимпийском матч-рейсе. Неожиданную победу одержал российский экипаж в составе Екатерины Скудиной (Москва), Елены Сюзевой (Краснодар) и Ирины Лоцмановой (Екатеринбург). На предварительном этапе наши соотечественницы заняли первое место в группе, выиграв восемь стартов из 10; в четвертьфинале прошли немку Силке Халбрук (3:2); в полуфинале победили итальянку Кристиану Монина (3:1); а в финале взяли золотые медали и Georgiy Wossala Trophy у британски Люси Макгрегор (3:1).
- Ни одна победа легкой не выходит, - улыбнулась Екатерина Скудина. - Хотя с погодой нам повезло. Условия в Австрии были примерно такие же, как в Москве, что, безусловно, нам помогло.
- Объясните, что такое "матч-рейс", включенный в программу Олимпийских игр 2012 года?
- Существует два вида гонок: непосредственно матч-рейс и флит-рейс. Флит-рейс - это гонка, в которой с общего старта начинают все яхты участники, их обычно около 50. Соответственно, кто первый, тот и выиграл. В матч-рейсе сначала всех участников делят на группы, соревнующиеся по системе раунд-робин, каждый с каждым. В нашем случае групп было две, по четыре лучших экипажа из каждой группы вышли в четвертьфинал, где продолжили гонку уже по олимпийской системе, на вылет.
- Состав участников подобрался серьезный?
- В предварительном раунде мы попали в группу «А». Нашими соперницами были, например, лидер мирового рейтинга в матч-рейсе Люси Макгрегор из Великобритании и датчанка Лотте Мельгард-Педерсен. В группе «Б» фаворитом считалась немка Силке Халбрук, чемпионка Европы-2009 и победительница Йерской регаты-2010. Но она неожиданно заняла лишь четвертое место, и так получилось, что мы встретились с ней уже в четвертьфинале. Честно говоря, мы в принципе не очень хотели попадать на нее. Поначалу уступали в дуэли – 0:2, но, осознав, что шанса на ошибку больше нет, сумели собраться и выиграть три оставшиеся гонки. Это соперничество получилась для нас самым тяжелым.
- И все-таки: основную роль в матч-рейсе играют технические характеристики лодки или человеческий фактор?
- Абсолютно на все старты в матч-рейсе лодки предоставляются организаторами. Это одна из основных задач: обеспечить участникам равные условия, на своих лодках никто не выступает. Более того, во время соревнований экипажи пересаживаются с яхты на яхту, а на какой именно придется выступать – определяется жеребьевкой. Конечно же, устройство лодки имеет принципиальное значение. Нам ведь нужно понимать, за какие веревки дергать и где они находятся. Это исключительно технический нюанс, но от него в значительной степени зависит, как именно мы ставим паруса, как маневрируем. Чем лучше экипаж это делает, тем быстрее происходят все маневры, тем меньше скорости теряем. К сожалению, Всероссийская федерация парусного спорта опоздала вовремя заказать лодки "Эллиотт-6", на котором будут разыгрываться медали на Олимпийских играх в Лондоне. Сейчас мы находимся на позиции догоняющих в тех соревнованиях, которые проходят именно на этих яхтах. Но на этом чемпионате Европы нам повезло, соревнования решили провести на лодках "Шульц-22", их заранее никто не видел: ни мы, ни конкурентки. Шансы сразу уравнялись, ведь наши соперницы тренируются на "эллиоттах" с начала прошлого года, а мы только последние три месяца. С точки зрения Лондона-2012 нам теперь приходится стремительно наверстывать упущенное.
- Работой своей команды довольны?
- Елену Сюзеву и Ирину Лоцманову в свой экипаж я выбрала еще год назад, мы уже достаточно притерлись друг к другу. Мне приятно, что девочки за такой короткий срок сумели добиться таких результатов, нагнать основных конкуренток. Я очень довольна своим экипажем, у нас отличные перспективы!
- Какие дальнейшие планы?
- Лично у меня завтра – защита кандидатской диссертации в «Станкине» по специальности «Социология управления» (смеется). Тема – «Социально-управленческие механизмы достижения командной эффективности в спорте». А 24 мая отправляемся с экипажем на четвертый этап Кубка мира в Голландию.
Источник: Агентство спортивной информации «Весь спорт», Виктор Лимасов