Новым президентом Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) был избран председатель технического комитета Международного союза конькобежцев по танцам, руководитель управления международных связей Олимпийского комитета России, первый в истории олимпийский чемпион в танцах на льду (в паре с Людмилой Пахомовой) Александр Горшков. О своем избрании рассказал сам Александр Горшков.
- Александр Георгиевич, ваше имя в числе возможных претендентов на пост президента ФФККР стали называть не так давно и не так громко. Когда вы получили предложение участвовать в выборах?
- Действительно, относительно недавно. Кстати, именно поэтому не успел оформить все, что знаю, понимаю и хочу сделать в российском фигурном катании в отдельную программу – просто не хватило времени на оформление. Я получил информацию, что ряд региональных федераций планирует выдвинуть меня кандидатов в президенты ФФККР. Все хорошенько взвесил – и решил взяться за эту работу, если получу такое доверие.
- В российском спорте сейчас – после неудачного выступления на Олимпиаде-2010 в Ванкувере и в преддверии домашних Игр-2014 в Сочи – сложилась парадоксальная ситуация. Учитывая общее кризисное состояние и объявленную первыми лицами государства персональную ответственность руководителей за результат, многие профессионалы, способные исправить ситуацию, стараются дистанцироваться от участия в работе федераций. Почему согласились вы?
- Я приблизительно понял, о чем вы говорите. Наблюдал ситуации, когда чувство самосохранения побеждало благородные порывы что-то исправить, сделать. Но я всю жизнь, с раннего детства, провел в спорте, в фигурном катании, я привык каждый день бороться, доказывать. После завершения спортивной карьеры занимаюсь администрированием и управлением спорта. Уже больше 25 лет работаю в Международном союзе конькобежцев, а параллельно – в Олимпийском комитете России (руководителем управления международных связей) и Федерации фигурного катания на коньках России (вице-президентом). Я воспитан спортом, живу спортом, и ничего другого, кроме спорта, для меня не существует. Именно поэтому, соглашаясь участвовать в выборах президента федерации, я думал не о собственном спокойствии, не о самосохранении, а о пользе, которую способен принести.
- Тем не менее, вашу работу на посту президента ФФККР будут оценивать во многом (или даже исключительно) по результатам выступления фигуристов на Олимпиаде-2014. А стартовая позиция для триумфа в Сочи, надо признать, не самая лучшая.
- Если говорить о фигурном катании с точки зрения спорта высших достижений, после Ванкувера-2010 ситуация, конечно, не лучше, чем после Турина-2006, когда карьеру завершили обладатели всех четырех олимпийских медалей – трех золотых и бронзовой. Не лучше, но и не хуже. Я в этом абсолютно уверен. Более того, обоснованно надеюсь, что форс-мажор, сопровождавший нас в прошлом олимпийском четырехлетии, не повторится. У неудач последних лет есть объективные причины. Основная, конечно, безвременье 90-х годов, когда в фигурном катании, как и во всем нашем спорте, нарушилась цепочка преемственности. Сейчас она восстанавливается, появляются новые звенья. Поверьте, у нас много очень талантливых юных фигуристов – я их не один раз видел, хорошо знаю. Целая плеяда девочек, которым нужно время, чтобы раскрыться. Мы не успели подготовить их к Ванкуверу, надеюсь, некоторых успеем подготовить к Сочи. И, конечно, будем развивать потенциал наших опытных фигуристов. Это парники Юко Кавагути / Александр Смирнов и Татьяна Волосожар / Максим Траньков, танцоры Яна Хохлова / Федор Андреев. Понимая всю важность успешного выступления на домашних Играх, наша федерация начала работу по подготовке олимпийской команды-2014 задолго до отчетно-выборной конференции – точечно, персонально.
- Одной из глобальных проблем российского фигурного катания принято считать активную (и результативную) работу наших лучших тренеров с иностранными спортсменами.
- Безусловно, такой момент присутствует. За границей, с зарубежными фигуристами сейчас работают даже не десятки, а сотни наших соотечественников. Лучших мы, конечно, будем заинтересовывать, привлекать к работе с российскими спортсменами. Могу анонсировать, что скоро в Россию, в Москву вернется один из самых востребованных и успешных в мировом фигурном катании хореографов, постановщиков программ – Николай Морозов, работавший со многими танцевальными парами и одиночниками. Я не уполномочен раскрывать «военную тайну» полностью, но Николаю будут созданы все условия для качественной творческой работы. Другой пример – переезд Яны Хохловой в США, в группу Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой, ученики которых выиграли золото и серебро Олимпийских игр-2010 в танцах. Но в этом вопросе важно избежать популизма, к привлечению работающих за границей российских тренеров нужно подходить выборочно, очень рационально. Всех мы просто не сможем обеспечить необходимыми условиями, спортсменов на всех не хватит (смеется)! К тому, многие уже глубоко пустили корни в Америке или в Европе, и маловероятно, что сами согласятся еще раз менять свою жизнь, возвращаться в Россию.
- Самые большие дискуссии после отчетно-выборной конференции вызвали изменения в Уставе ФФККР, которые привели к появлению вашего тандема с Валентином Писеевым, бывшим многолетним президентом федерации, избранным генеральным директором.
- Изменения, произведенные в структуре федерации, направлены на усиление качества и повышение адресности работы. У нас с генеральным директором будет четкое разделение обязанностей. Валентин Николаевич займется финансовым обеспечением федерации, развитием материально-технической базы фигурного катания, контактами с регионами. Я буду отвечать за подготовку сборной России, осознанно взял на себя ответственность, которой многие боятся. Конечно, я знаком с выступлениями Антона Сихарулидзе, снявшего свою кандидатуру с выборов президента, как он сформулировал, из-за нежелания «носить портфель за генеральным директором». Не могу с ним согласиться с такой расстановкой акцентов. Лично я пошел на выборы не ради должности, не ради строчки на визитной карточке, а чтобы работать, приносить пользу. И не собираюсь заниматься выяснением отношений, кто главней, у кого больше функций и так далее. Прекрасно понимаю: каким бы гениальным стратегом, организатором я себя не считал, один решить масштабные задачи, которые стоят перед нашим видом спорта и нашей федерацией – не смогу. И своим первым пунктом на посту президента ФФККР считаю мобилизацию и объединение всех позитивных сил, которые есть в российском фигурном катании.
- Участники конференции говорили, что здравые идеи прозвучали в выступлениях двукратной олимпийской чемпионки Оксаны Грищук и олимпийского чемпиона, председателя комитета Государственной Думы РФ по физкультуре и спорту Антона Сихарулидзе, которые также намеревались претендовать на пост президента ФФККР, но одна не смогла, а второй не стал этого делать. Вы планируете привлечь их в свою команду?
- На конференции частично с программой делегатов ознакомила только Оксана Грищук. Антон Сихарулидзе о своем видении проблем и перспектив российского фигурного катания не сказал ни слова. Только объявил о снятии своей кандидатуры в уже упоминавшихся формулировках. Насколько мне известно, за два дня до всероссийской конференции он выступал на общем собрании Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга, представлял свою программу. Но в чем именно она состоит, мне неизвестно. В то же время, если Антон захочет принять деятельное участие в работе федерации, сможет способствовать качественной подготовке сборной России к Олимпийским играм в Сочи – мы всегда найдем ему место в общем строю единомышленников и энтузиастов. Но пока, честно говоря, я вижу у него другое направление. А вообще, на конференции я услышал действительно много интересных, адекватных предложений по дальнейшему развитию отечественного фигурного катания. Прежде всего – в докладе бывшего президента федерации Валентина Писеева, избранного генеральным директором, а также в прениях при его обсуждении. С моей стороны было бы большой глупостью не использовать озвученные идеи и не привлечь к работе людей, которые их высказали.
- В связи с избранием президентом ФФККР, как теперь будет развиваться ваша карьера в Международном союзе конькобежцев (ISU), где вы возглавляете техком по танцам? Насколько известно, федерация заявила вас кандидатом сразу на две позиции: и члена высшего руководящего органа – Совета, и председателя техкома по танцам.
- Спасибо за своевременный вопрос, здесь важно объяснить все нюансы. Как известно, в Совете ISU нашу страну уже не первый десяток лет представляет Герман Панов, ныне председатель Высшего экспертного совета Союза конькобежцев России (СКР). Мы с ним одновременно впервые были избраны членами органов этой международной федерации – на Конгрессе ISU 1984 года. Осенью 2009 года Герман Михайлович сказал, что собирается заканчивать международную карьеру, собирается уходить из ISU – и предложил мне, как человеку в ISU известному и, извините за нескромность, пользующемуся влиянием, подумать о выдвижении кандидатом в члены Совета. ФФККР посчитала возможным реализовать эту идею. Зимой, как известно, в СКР произошла смена руководства, и планы Германа Панова изменились, он снова будет баллотироваться кандидатом в члены Совета ISU. Однако к этому моменту ФФККР отправила на меня в ISU application сразу на две позиции – члена Совета ISU и председателя технического комитета ISU по танцам.
- И как теперь разрешится эта коллизия?
- А никакой коллизии уже нет. Согласно правилам ISU, президент национальной федерации не имеет права быть избранным членом любого органа ISU. От России кандидатом в Совет ISU является Герман Панов, а в председатели техкома ISU по танцам – авторитетный судья Алла Шеховцова.
- Получается, вы теперь полностью сосредоточитесь на работе президентом ФФККР. Какими будут ваши самые первые действия?
- Во-первых, повторю, что большинство вопросов, связанных с функционированием сборной России, уже обговорено и решено. Составы групп, планы подготовки к сезону, расписания сборов и стартов в основном утверждены – и уже реализуются. Во-вторых, мне все-таки надо закрыть международную деятельность. 12-18 июня в Барселоне (Испания) пройдет 53-й Конгресс ISU. Выборы во все руководящие органы ISU на новый четырехлетний срок состоятся только в последний день, а перед этим нас ждет очень серьезная работа. Техкому ISU по танцам под моим руководством предстоит принять и вынести на утверждение Конгресс ISU важные изменения в правилах. Самое важное связано, конечно, с объединением обязательного и оригинального танцев в одну общую программу. А уже после завершения Конгресса ISU в Барселоне и возвращения домой я займусь непосредственной работой в ФФККР, планированием своих встреч и поездок.
- Вы верите, что вашим руководством российские фигуристы смогут успешно выступить на домашней Олимпиаде в Сочи – выиграть медали, в том числе, золотые?
- По своей сути я был и остаюсь спортсменом. А как все спортсмены, я более или менее подвержен суевериям. Скорее даже более (смеется). Я предпочитаю не верить, не рассуждать, не предполагать, а – делать. Что получится – увидим через четыре года. Точнее, через три года и девять с половиной месяцев.
Источник: Агентство спортивной информации «Весь спорт», Андрей Митьков