Сборная России по конькобежному спорту завершила в швейцарском Санкт-Морице первую неделю четвертого предсезонного сбора.
- Сбор проходит нормально, - сообщил главный тренер сборной России по конькобежному спорту Костя Полтавец. – Главное – нам благоволит погода. Мы почти всё время проводим на улице, поэтому погодный фактор немаловажен. В основном работаем в открытой хоккейной коробке – занимаемся шорт-треком. Есть и открытый стадион с ледовой дорожкой – находится буквально рядом с гостиницей. Много времени мы уделяем велоподготовке – ездим по горным дорожкам. Горный ландшафт, красивая природа создают хорошее настроение. А если погода изменится в худшую сторону - горы есть горы, здесь все очень переменчиво, в нашем распоряжении находится тренажерный зал для силовых тренировок. Все ребята и девушки здоровы. Конечно, на состоянии многих оказывают влияние горы – идет определенная реакция организма. Но это нормально, в порядке вещей. Некоторые спортсмены прежде тренировались в горах - например, Ваня Скобре. Однако таких все же доминирующее меньшинство, и для них нынешние ощущения – в новинку. Нагрузки я даю высокие, но никто не ропщет. В целом, первой неделей сбора в Санкт-Моритце я вполне удовлетворен.
- Перед сбором в Санкт-Моритце тренерский штаб сборной России пополнил поляк Павел Абраткевич, теперь он помогает вам наряду с Сергеем Клевченей, Виктором Сивковым и Сергеем Васильевым. Как вы распределили обязанности между своими ассистентами?
- В реальности всё выглядит так: вечером мы собираемся и планируем завтрашний день. Иногда эти планерки длятся у нас по два с половиной часа – мы действительно очень подробно обсуждаем, кто из тренеров с какой группой спортсменов чем будет заниматься. А спустя день, как правило, передвигаем тренеров на другие группы, на другие упражнения. Команда у нас большая. С одной стороны, в этом наша сила. Но с другой, для большой команды сложней организовать тренировочный процесс качественно. Поэтому роль помощников здесь очень велика. В тренировочном процессе мы активно используем даже наших массажистов (улыбается). Просим их замерить результаты на каких-то отрезках или проконтролировать определенные технические моменты. Конкретных обязанностей у моих помошников нет. Во всяком случае, на этом сборе. А вот впоследствии - например, уже на следующем сборе в Москве, я не исключаю, что попрошу кого-то из помошников плотно заняться какой-то группой спортсменов. Но пока, повторю, этого нет. В Санкт-Моритце мы делим команду на три-четыре группы в зависимости от специализации (спринтеры, многоборцы, стайеры), пола или возраста - и вечером обсуждаем, по каким планам будут работать группы. Планы вывешиваем в холле отеля, и когда спортсмены идут на завтра, видят – кто, в какой группе и почем будет сегодня заниматься. В процессе тренировок, если видим, что кто-то явно не тянет (не потому, что халтурит, просто у всех разные особенности организма – кто-то быстрее акклиматизируется, кто-то дольше, да и просто бывает у любого человека не его день) - можем перевести его в другую группу. Даже мужчину к девушкам.
- Вы уже успели проанализировать, осмыслить итоги тренерского семинара, который прошел в Москве в начале августа, после завершения летнего Кубка СКР? Что-то в докладах российских специалистов вас заинтересовало?
- Самым познавательным лично для меня получился, пожалуй, доклад Бориса Михайловича Васильковского. Его метод прыжковой подготовки с использованием аудиозаписи, где каждому спортсмену создается особый ритм – очень интересный, его нужно не бояться использовать. Еще один авторский метод Васильковского - тренировки с использованием парашюта - известен более широко. Однако существуют серьезные ограничения для его применения: использование парашюта на катках в Европе и Америке сейчас запрещено из соображений безопасности. Был хороший доклад – как разглядеть задатки конькобежцев в детях. В России, в Голландии и в других странах проблемы здесь одинаковые: сейчас дети очень мало двигаются, много времени проводят за компьютером, часто болеют... И на первых порах успеха добиваются юные конькобежцы, имеющие лучшую физподготовку. Но они не всегда осваивают и усваивают правильную технику, как правило, их приходится переучивать. А в конькобежном спорте результат приносит правильный баланс физической подготовки и техники – перекосов быть не должно.
Однако вернемся к взрослым спортсменам – кандидатам в сборную России. В Рим можно прийти разными дорогами. Я хочу, чтобы российские тренеры сначала шире взглянули на подготовку конькобежцев – узнали, как работают специалисты в других странах, в других видах спорта, сходных по нагрузкам. А потом сузили свои взгляды в зависимости от конкретных учеников. Ведь все мы разные – у каждого свои особенности организма, свой характер. И к каждому нужен индивидуальный подход. Вот этого я сейчас и пытаюсь добиться.
Источник: Агентство спортивной информации «Весь спорт», Виктор Лимасов