Вчера, 14 августа, на московском катке «Вдохновение» в рамках утверждённого Министерством спорта РФ плана и графика посещения СМИ сборных России на централизованных сборах прошёл День открытых дверей группы Нины Мозер сборной России по фигурному катанию. Отрывки своих олимпийских программ показали действующие чемпионы Европы и мира Татьяна Волосожар / Максим Траньков. Идеями новых постановок с OLYMPIANS.RU поделились Татьяна Волосожар (участница программы «Фонда поддержки олимпийцев России» «Сочи-2014») и Максим Траньков (участник программ «Фонда поддержки олимпийцев России» «Турин-2006», «Ванкувер-2010» и «Сочи-2014»).
- В этом сезоне мы очень оригинально подошли к выбору новых постановок, музыку и идеи для которых никто не написал специально для нас, - улыбнулся Максим Траньков. - В короткой программе мы отдали предпочтение вальсу. Музыка для нашей постановки была написана гениальным композитором Арамом Хачатуряном для балета "Маскарад" по одноименной драме Михаила Лермонтова. В этой программе мы раскрываем образы князя Звездича и баронессы Штарль, а не главных героев. В программе показывается сцена балла, встреча князя с баронессой, когда она дарит ему браслет - это центральная сцена пьесы. В произвольной программе за основу взято бессмертное произведение Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос Суперзвезда". Об этой программе я мечтал с детства, очень любил это произведение и слушал его еще в школе. В прошлом году мы посмотрели бродвейскую постановку этой рок-оперы всей нашей командой вместе с Ниной Михайловной, и были просто поражены. Поначалу хотели поставить эту программу уже в прошлом году, но на тот момент у нас уже была готова предыдущая программа. Поэтому в этом сезоне у нас уже было представление, что мы будем катать в произвольной программе. Обе программы нам поставил Николай Морозов, с которым мы продолжили сотрудничество. Над хореографией с нами работает наш бессменный хореограф Алла Викторовна Капранова. Но сейчас есть идея привлечения дополнительных специалистов, особенно, в работе над произвольной программой - образы в ней очень сложные, драматические. Мы не просто взяли нарезку музыки из отдельных частей мюзикла, но провели тонкую линию Магдалины и Иисуса Христа через всю постановку - все кусочки у нас скомпонованы под историю двух персонажей. Пока не станем раскрывать, с кем еще хотим поработать, потому что боимся сглазить!
Татьяна Волосожар: На тренировках мы пока катаем макеты программ, которые требуют доработки, мы сейчас много работаем с Аллой Викторовной над хореографией. Есть макет, в который мы должны вставить все элементы, и, надеюсь, вскоре будем катать обе программы также легко, как катаем макеты.
- Тема произвольной программы очень смелая.
Максим Траньков: Поначалу у Нины Михайловны были сомнения, стоит ли брать такие сложные образы в столь ответственный сезон. Естественно, будет какая-то критика, не все нас поймут. Но мы с Таней привыкли идти напролом, привыкли к тому, что нас все время обсуждают, многие в нас не верят, другие, наоборот, слишком сильно верят. Поэтому никакого страха и опасения у нас не было, мы сказали Нине Михайловне, что готовы, и она согласилась.
Татьяна Волосожар: Здорово, что мы задаём ритм парному фигурному катанию. На нас смотрят, стремятся быть похожими, а в чем-то даже повторяют, и нам это очень приятно!
- Максим, будете создавать образ Иисуса Христа внешне?
Максим Траньков: Я уже начал примерять этот образ на себя - отращиваю волосы и бороду (улыбается). Правда, бороду я вчера подстриг - у меня она была довольно длинная, мне не понравилось - я с ней был похож на Бориса Гребенщикова! Волосы я пытаюсь отрастить, но они что-то медленно растут.
- Почему эта рок-опера вас так привлекает с самого детства?
Максим Траньков: Мой брат всегда увлекался рок-музыкой. А поскольку он на шесть лет меня старше, я где-то попадал под его влияние, как это всегда бывает. Однажды он принёс пластинку с записью этого произведения, мы её слушали, он мне рассказывал, какие она вызвала противоречия, каким скандальным произведением стала. Во многих кругах, особенно в религиозных, оно было воспринято с неприязнью. Мне же очень понравилась музыка! А потом я увидел, как на льду танцоры Ирина Лобачёва и Илья Авербух катали программу под музыку из "Иисус Христос Суперзвезда". В тот момент я уже очень хотел её откатать, а когда увидел программу в их исполнении, считал, что смогу сделать ещё лучше (смеётся)! Эта программа была очень сильной, необычной, яркой, но я хотел чего-то другого. Я очень хорошо знаю само музыкальное произведение, досконально знаю, кто какие арии поёт. На льду мы видели уже не одну программу по мотивам этой рок-оперы, но я никак не мог понять - почему же спортсмены так компонуют музыкальные фрагменты? Почему здесь поёт Пилат, когда он только что катал Христа? Люди брали хорошие ритмичные куски, но для меня компоновка многих программ был лишь какофонией звука. Я хотел, чтобы в программе была рассказана история одного или двух персонажей.
Татьяна Волосожар: Из-за ограниченного количества времени, история у нас несколько компактнее - в ней нет части, где Мария страдает, что она любит Христа, хочет помочь, но не знает, как сказать ему.
Максим Траньков: У нас остаётся только их совместная часть, где поёт Христос перед тем, как ему идти на Голгофу, где плачет Магдалина и просит начать всё сначала. И, конечно же, финальная часть - вознесение. Самая главная, мощная. И мы постарались за отведённое нам время скомпоновать музыку так, чтобы в неё максимально уложилось оригинальное произведение Уэббера.
- Какой Христос вам ближе - библейский или Вебера?
Максим Траньков: В этой программе я всё-таки катаю Христа, которого многие видели в телевизионной версии. Я к этому произведению отношусь только, как к пьесе, и Христос в ней - персонаж, ничего общего не имеющей с религией - это исключительно вымышленный персонаж.
- Максим, на груди у вас внушительных размеров крест. Это чей-то вам подарок?
Максим Траньков: Да, этот крест мне подарил мой отец. Меня им не крестили, папа привёз мне его из Черногории - из древнего монастыря 16-го века. Такие кресты делают монахи в монастырях. Папа ушёл из жизни в этом году, и крест мне остался в память о нём.
- Таня, а вам близки новые постановки?
Татьяна Волосожар: Мне в принципе близка тема любви. Я очень романтичная по натуре (улыбается). А станцевать вальс, который мы катаем в короткой программе, это вообще мечта любой девочки! Я всегда мечтала танцевать вальс на выпускном бале. Программа захватывает, она очень лёгкая, а если бы можно было всё детально отобразить в костюмах, было бы вообще замечательно!
- Какой образ вам ближе - из короткой или из произвольной программы?
Татьяна Волосожар: Пока, наверное, из произвольной. Хотя короткая программа мне безумно нравится! Даже если я нахожусь в не очень хорошем настроении, стоит только услышать волшебные звуки вальса и сразу же хочется летать по льду!
- Если представить, что вы уже прокатали программы на Олимпиаде, и всё сложилось наилучшим образом, сейчас можете ответить на вопрос - есть ли спортивная жизнь после Сочи?
Максим Траньков: Мы считаем, что есть. Можно ещё кататься, мы не старые, мы ещё можем выступать! Здорово же, кататься и не гнаться за какой-то целью, а просто получать удовольствие, двигать фигурное катание в строну искусства, артистизма, а не элементов. Если в Сочи всё закончится нормально, мы с удовольствием можем кататься и третьей парой, уступив место более молодым ребятам. Мы не гонимся за славой, не ищем вечной популярности - хотим достичь своей цели, а потом просто жить и творить дальше!