На прошлой неделе знаменитый омский боксер официально объявил о завершении карьеры. В эксклюзивном интервью «Комсомолке» двукратный олимпийский чемпион подвел итоги своей карьеры и рассказал, почему не стал бухгалтером, отказался участвовать в шоу «Самый умный», и признался, когда собирается жениться.
«После разговора с отцом больше не курил»
- Алексей, тебя в первую очередь отдали в секцию бокса?
- До него я много чем занимался: к примеру, недолго бальными танцами. Мне вообще очень нравится смотреть, как люди красиво двигаются. Когда приезжал балет Todes, с удовольствием ходил на их концерт. Хочется и самому научиться. Раньше была возможность, но не было желания. А сейчас желание есть, но со временем проблемы. Еще в детстве я занимался бадминтоном, причем довольно успешно. Отцу, когда я стал делать успехи в боксе, говорили: мол, зачем ты у нас звезду бадминтона увел?
В бокс меня привел отец. Этот вид спорта мне больше понравился.
- В детстве тебя часто родители наказывали?
- Нет, но иногда попадало. В основном за дело. У меня был друг, с которым вместе учились в третьем классе. Однажды он предложил мне покурить. И вроде я понимал, что это плохо, но почему-то согласился. Нашли мы с ним какие-то бычки - покурили, а чтобы не пахло - пожевали листья. Спрашиваю его: «От меня не пахнет?» Он мне - «Нет!» Помню, вернулся я после этого домой, а мама как раз отдыхала после ночной смены. Она сразу почувствовала, ведь от меня куревом несло за несколько метров! Рассказала отцу. Он со мной провел воспитательную беседу - больше желания курить не возникало. В детстве папа заставлял читать произведения Джека Лондона, в которых показывались проявления характера. Мне они жутко не нравились, но отец потом спрашивал содержание. В итоге, конечно, это пригодилось в жизни.
- Драться приходилось?
- Дрался нечасто: раза два - три в год. И как правило, выигрывал. Мне кажется, любой парень должен уметь за себя постоять. Потому что бывают ситуации, когда без этого никуда... Когда пришел в секцию бокса, ко мне отнеслись настороженно. Так что пришлось и на улице несколько раз драться, чтобы получить доверие коллектива. А однажды возле школы моего друга поджидали трое парней. Они набросились на него. Так что пришлось заступиться. Вдвоем успокоили эту троицу.
- У тебя есть старшая сестра. Наверное, и ее приходилось защищать?
- Ребята, с которыми она общалась, были старше меня лет на пять. Что я мог им противопоставить?(Смеется.)
- Иногда смотришь трансляции боксерских боев - все спортсмены огромные, с диким взглядом. Ты совсем не производишь впечатление боксера.
- Многие так считают. Говорят, не похож на боксера. Вот Тайсон в тюрьме сидел - у него такой образ хулигана. А я всегда в пиджаке и при галстуке.
- Нравится деловой стиль одежды?
- На самом деле нет. Не очень комфортно себя в костюме чувствую. Но мой отец всегда говорит, что спортивная форма - для тренировок, а для пов-седневной жизни есть более подходящие вещи. Мне перед каждым учебным годом покупали новый костюм. Учителя всегда ставили в пример: «Вот посмотрите на Тищенко - так должен выглядеть ученик!»
- И с тебя брали пример?
- Нет! Другие продолжали ходить на учебу в ветровках, толстовках - в общем, в спортивной одежде.
«После школы пошел учиться на бухгалтера»
- Многие спорт-смены плохо учатся в школе из-за нехватки времени…
- Первые три класса учился на тройки. Мне кажется, учительница меня недооценивала. Там где можно было повыше оценку поставить, она, наоборот, занижала. Через много лет встретил ее, так она меня сразу узнала: «Леша, я тебя помню. Ты так хорошо учился!» (Смеется.) В пятом и шестом классах подтянулся по учебе, стал хорошистом. А потом мы с другом сменили школу. Причем родители об этом не знали.
- Как это?
- Опять же мой друг предложил. Просто взял и сказал: «Давай сменим школу!» Удивляюсь, как нам отдали документы?! Родители об этом узнали только перед началом учебного года. Мы выбрали физико-математический класс. Тяжеловато было учиться - из-за тренировок приходилось много пропускать. Окончил в итоге девять классов и пошел учиться на бухгалтера.
- Почему решил выбрать эту специальность?
- Старший приятель предложил пойти. Сказал, что у него в группе учатся одни девчонки. Вот я и решился. Из 24 человек у нас было 20 девчонок.
У них мы пользовались популярностью.
- Как переехал в Омск? (Семья Тищенко до этого жила в Рубцовске.)
- На бухгалтера проучился год, а потом стал выигрывать различные соревнования. Нужно было выходить на новый уровень тренировок. И я переехал в Омск. Учился в училище олимпийского резерва. Там я впервые стал получать деньги - платили стипендию. Когда жил еще на Алтае, мне, уже не помню зачем, понадобились деньги - нужно было что-то купить. Занял 100 рублей у отца, сказал: «Выиграю соревнования - отдам!» В Рубцовске проводились два традиционных турнира. И за победу в них давали как раз 100 рублей. И я выиграл! Помню, волновался: «Вдруг получу не деньги, а какой-нибудь другой приз?!» Тогда в основном дарили часы. Но меня не обманули - дали деньги. В тот год как раз появились новые купюры. Ребята, которые были на соревнованиях, потом с интересом разглядывали эту сторублевку.
«За олимпийскую медаль получил 100 тысяч долларов»
- Наверняка самый яркий момент в твоей карьере - первое олимпийское «золото». Когда понял, что можешь выиграть соревнования?
- После второго боя, в котором я проигрывал, но победил, потому что у соперника было рассечение. Тогда подумал, что не случайно свыше мне дали такую возможность. А в полуфинале обыграл корейского боксера. Причем за год до этого проиграл ему. В этот раз он меня недооценил - думал, что выиграет без проблем. Не получилось!
Чтобы выиграть Олимпиаду - должно совпасть много факторов. Как в домино: если не хватает одной костяшки - вся конструкция рушится. В Афинах все совпало. Вообще, для спортсмена очень важно поймать такое состояние, при котором ты уверен, что можешь победить любого. И в Греции у меня было как раз такое состояние. А вот вторая моя Олимпиада в Пекине эмоционально была сложнее. Мне нужно было подтверждать звание чемпиона. Соперники серьезно готовились к поединкам со мной.
- Но выигрывать всегда невозможно!
- Я четыре года не проигрывал!
Поэтому, когда после побед занял третье место на одном из турниров, осталось чувство, что свою работу выполнил не до конца. Это дало стимул еще больше тренироваться. Думаю, я сделал правильные выводы после того проигрыша.
- Вообще, какие у тебя остались впечатления от двух поездок? В плане организации все устроило?
- Запомнилось открытие игр в Афинах. Сборные по очереди выходили на стадион. А до этого все находились в специальной комнате. Нам пришлось ждать своей очереди несколько часов. Зато потом, когда вышел на стадион и увидел столько людей, испытал неописуемые чувства!
В Пекине тоже очень серьезно подготовились к Олимпиаде. Один пресс-центр чего только стоит! Огромное здание со множеством помещений. Очень грандиозно все это выглядело! Кстати, в Пекине почти на каждой улице на стульчиках сидели специальные люди. К ним можно было обратиться с любым вопросом.
- Ты почетный гражданин Афин. Желание переехать в Грецию не возникало?
- Слышал, что мне даже какие-то льготы положены в этой стране и гражданство получить проще. Но переезжать в ближайшее время не собираюсь. Подумал: «Если бы было предложение...» А так… Кто меня там ждет?
- Когда почувствовал себя знаменитым?
- После первой Олимпиады нас хорошо встречали в Омске - домой в общежитие уехал на лимузине. Проснулся на следующее утро, и мне нужно было куда-то сходить. На улице подходили, жали руку, поздравляли. Было много звонков от прессы. Появилось огромное число «друзей».
И почему-то все они решили, что у меня много денег. Все хотели у меня их занять.
- Зарплаты боксеров, конечно, сложно сравнить с заработками тех же хоккеистов. Если не секрет, сколько ты получил за олимпийское «золото»?
- За «золото» первой Олимпиады получил 100 тысяч долларов. На эти деньги купил себе квартиру, сделал в ней ремонт, приобрел машину. А оставшуюся часть денег вложил в бизнес - я уже тогда понимал, что рано или поздно придется завершить карьеру, а заниматься чем-то нужно. Плюс есть фонд поддержки олимпийцев, из которого в год мне платили стипендию - 120 тысяч рублей за золотую медаль. После пекинской Олимпиады получили по 100 тысяч евро, а вместо грантов давали машины BMW X5.
- Тебе довелось пообщаться с президентом России Дмитрием Медведевым…
- Было любопытно поговорить с ним и сфотографироваться на память. Хотел лично подарить ему свою книгу и диск, но кто-то из помощников президента сказал, что нельзя. Он взял у меня подарок и пообещал передать президенту. Вообще, когда попал в Кремль, понял, как богата наша страна, - столько золота в одном месте не видел нигде!
«С быком было сражаться труднее, чем на ринге»
- Ты принимал участие в съемках программы «Большие гонки». Если бы поступило предложение - согласился бы еще поучаствовать в каких-то телевизионных проектах?
- Этот проект, конечно, запомнился. Особенно конкурс с быком, который меня даже боднул. Такого адреналина не испытывал даже на ринге! Были еще приглашения. После Олимпиады в Пекине мы ехали в автобусе, и тут у Лебзяка (главный тренер сборной России по боксу. - Прим. авт.) зазвонил телефон. Он сразу стал отнекиваться: «Я не буду участвовать», а потом передал трубку мне. Оказалось, звонили из Москвы - приглашали принять участие в программе «Самый умный». Я тоже отказался. Представляю, задали бы мне вопрос, на который смог бы ответить пятиклассник, ведь в программе участвуют умные дети, а я не знал бы ответа! Стыдно бы было. За мной как раз сидели ребята - борцы с Кавказа. Я им телефон передал, но они тоже руками замахали и с акцентом стали говорить, что не будут участвовать. (Смеется.)
- А в рекламе сняться бы согласился?
- Почему нет? За рубежом многие спортсмены львиную часть доходов получают как раз от съемки в рекламе. Единственное, я не стал бы рекламировать сигареты и алкоголь - все то, что вредит здоровью.
«Прикинь, я тут с Тищенко сижу!»
- Нет ощущения, что ты поспешил, объявив о завершении карьеры?
- Решение далось мне нелегко - я долго думал, но решил не рисковать своим здоровьем. Если бы продолжил заниматься боксом - мог стать инвалидом. Травму получил не за один день. Сначала просто болела шея - на сборах, соревнованиях. Когда прошел обследование, выяснилось, что у меня износились межпозвоночные диски шейного отдела. И это никак не вылечить. Травма - не единственная причина. Уже не получал такого удовольствия от тренировок и соревнований. Плюс изменения в правилах, в том числе решение засчитывать удары по рукам, не пошли бы мне на пользу - они не подходили к моему стилю боя.
Так что буду заниматься политической деятельностью. Плюс мы с друзьями создали фонд имени Алексея Тищенко.
- Показалось, что твоя девушка Маша очень болезненно восприняла решение об уходе из спорта.
- Она давно знала, что я собираюсь завершить карьеру. Но все равно расстроилась. Она у меня очень впечатлительная - может заплакать из-за какого-нибудь пустяка.
- Давно вы вместе?
- Уже три года. Познакомился я с ней в клубе - просто увидел, как она танцует, и подошел. У нее висел свисток, и я попросил в него посвистеть. А потом и номер телефона взял. Так и стали общаться.
- Много девушек с тобой хотели познакомиться только лишь потому, что ты известный человек?
- Бывали такие случаи. Вообще, если девушка сама подходила ко мне знакомиться, - я всегда отказывал. В том же клубе познакомился с девушкой - мы с ней сидели, общались. Потом она стала кому-то писать SMS. Успел посмотреть, какой текст она там набирает: «Прикинь, я тут с Тищенко сижу!» После этого сразу сказал ей до свидания. Понятно, зачем она со мной общалась.
- Ты сделал предложение своей девушке в кинотеатре, когда планируешь жениться?
- Когда мы начали встречаться, у нас была договоренность с ее родителями, что, пока она не окончит учебу, о свадьбе речи не будет. Сейчас она уже на пятом курсе, так что в этом году, думаю, сыграем свадьбу.
Сказано!
Алексей Тищенко - о вере:
- Я решил креститься после того, как проиграл на первенстве России и меня не отобрали на чемпионат мира, который проходил на Кубе. Вроде и тренировался, но в последний момент что-то не получалось. И выступаешь хорошо, а в финале проигрываешь. Креститься мне предложил мой наставник. Сначала я серьезно к этому не отнесся, но против не был. А через неделю позвонил тренер сборной и сказал, что, если я хорошо проведу спарринг, у меня будет возможность поехать на соревнования. Хорошо выступил - получил титул чемпиона мира и после этого стал верить. На турниры брал с собой икону. Она действительно мне помогает. Кстати, перед каждыми соревнованиями сборная ездила в церковь под Чеховым. Ребята-мусульмане ходили в мечеть.
Андрей АРТЕМКИН, «Комсомольская правда»
kp.ru