19 мая на теплоходе "Сергей Кучкин" состоялось выездное общее собрание членов Всероссийской ассоциации летних олимпийских видов спорта (ВАЛОВС), на котором руководители спортивных федераций обсуждали изменения в Уставе. На собрание приехал и президент Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков. Основной лейтмотив выездного заседания: ВАЛОВС - это организация, защищающая интересы спортивных федераций, поддерживающая развитие летних олимпийских видов спорта.
Открыл собрание Владимир Лисин, президент Всероссийской Ассоциации летних Олимпийских видов спорта:
О финансовой поддержке федераций
Финансовая поддержка федераций, занимающихся подготовкой к Олимпийским играм, должна быть дифференцированной, зависимой от медальных планов федерации на предстоящие игры.
Если федерация планирует выиграть пять золотых медалей, то и финансирование должно соответствовать этим планам. И нормативы подготовки надо менять. Тут тоже должен быть дифференцированный подход, учитывающий специфику видов спорта (в вопросах питания, например, которое не может быть одинаковым для всех видов) и региональную составляющую. А у нас пока норматив один – человеко-день.
Не может быть одинаковой также аренда плавательного бассейна и открытой площадки, стрелкового тира и борцовского зала. Эти вопросы надо учитывать, если мы говорим о качестве подготовки каждого нашего спортсмена. При этом федерация, объявляющая о своих медальных планах, естественно, обязана быть ответственна за них. Средства, вложенные в эти планы должны соответствовать реалиям. В этой своей позиции мы получили поддержку от Министерства финансов России…
О резерве
Мы сегодня, наверное, можем справиться с поддержкой, включая финансовую, очень многих членов сборной, а о резерве при этом кто позаботится? Откуда мы его возьмем? Он может появиться только в детско-юношеской школе олимпийского резерва, и кто-то должен заниматься этой работой, потому что в сборной поздно заниматься обучением. Тут должна быть только мотивация на результат.
К кому мы должны идти с протянутой рукой по вопросу подготовке резерва? Если имеем сто конкурентно способных спортсменов, кто нам даст сто первого? И тут на первый план выходит проблема правильной организации этой работы, своевременной заботы о подготовке кадров для нашего спорта, потому что спорт – это длительное планирование: минимум, на четыре-пять лет. Мы можем за счет финансового вливания снять какие-то детальные, сиюминутные вопросы, но проблему качественной подготовки спортсменов способна решить только четко спланированная заранее и обеспеченная всем необходимым для полноценной работы программа.
Об Играх
В этой связи сегодня уже надо думать о летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро, потому что, откровенно говоря, с программой подготовки к Олимпиаде в Лондоне мы уже опоздали – заключил Лисин. – Когда за два года до начала Игр, мы начинаем готовить программу подготовки к ней, это похоже на ситуацию, когда деньги на свадьбу есть, а брачующихся нет…
С такой постановкой вопроса в категоричной форме не согласился заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Павел Колобков, трижды в течение своей 10-минутной речи повторив фразу: «Не надо говорить о том, что все уже упущено!!!»
- У нас нет проблем с финансированием, – заявил Колобков. - Да, согласен, не решены еще какие-то отдельные вопросы, связанные с медико-биологическим обеспечением и работой комплексно-научных групп.
Но в целом все, без исключения, команды по видам спорта получили все необходимое для полноценной подготовки к лондонским Олимпийским играм. Ни у кого, насколько я знаю, нет в этом плане к нам претензий. Все, что просили, все получили!
Все программы подготовки к Играм 2012 года выполнены или реализуются в данный момент, и я считаю, что там у нас есть все шансы войти в тройку призеров в общекомандном зачете.
Как всегда эмоциональна была и президент Федерации художественной гимнастики России, главный тренер команды Ирина Винер:
- Олимпийский комитет России и Министерство спорта, я не могу понять: кто из них, за что отвечает? Кто субсидирует подготовку нашего резерва? У меня сегодня нет ответа на этот вопрос.
А взять, например, студенческие соревнования. Нет никаких сомнений в том, что Всемирная универсиада 2013 года в Казани пройдет на высочайшем уровне. Но давайте при этом не забывать о том, что в календаре этого года есть такие же соревнования в Китае. Почему они у нас оставлены без внимания? Мы хотим их тоже выиграть, но финансировать участие нашей команды в них (я говорю о художественной гимнастике) пока никто не собирается. Можно, естественно, забрать какие-то деньги на эти цели из бюджета, выделенного на подготовку к Олимпийским играм в Лондоне национальной команды, но разве это будет правильно?
Подошедший следующим к микрофону президент Союза гандболистов России Борис Алешин сделал упор в своем выступлении на подготовку тренерских кадров:
- Сегодня, во главе почти всех наших команд, участвующих в чемпионате России, стоят бывшие игроки. Высококвалифицированные специалисты в плане понимания игры, но с точки зрения маркетинга, использования каких-то новых научных исследований, совершенно не подготовлены. А на дворе новое время: сегодня, например, без популяризации вида спорта—никуда…
Представительство следующего, подошедшего к микрофону – исполнительного директора Фонда поддержки олимпийцев России Александра Катушева – определило и тему его выступления. Конечно же, это было финансирование…
- 630 миллионов рублей – сумма, которую мы потратим, начиная с сентября нынешнего года, на поддержку наших олимпийцев, готовящихся к лондонским Играм. Это помощь в виде грантов для спортсменов и их тренеров. Прошел чемпионат, выступили там успешно, получи… Будем перечислять, постепенно, поскольку практика показывает, что когда сразу на счет того или иного спортсмена приходит сумма, скажем, в три миллиона рублей, он может расслабиться…Поэтому, мы пришли к выводу, что деньги должны выступать некой дисциплинарной мерой…
В прошлом сезоне на выплату грантов Фонд поддержки олимпийцев потратил около полумиллиарда рублей, но по нашим подсчетам выяснилось, что примерно около 45 процентов из них пришлись на медали, выигранные на юниорских первенствах Европы и мира. Отсюда вывод: наши взрослые, национальные команды, немного сбавили темп…
Что касается работы с резервом, сегодня мы финансово поддерживаем 130 детско-юношеских школ (для сравнения: под управлением Министерством спорта находится 783 школы). Можем легко взять и 250-300 школ, но тут нужна конкурсная основа: главным критерием должны стать спортивные результаты представителей школ, претендующих на нашу помощь Наш Фонд сегодня обратил свое внимание и на ветеранов, в частности, на поддержку серебряных и бронзовых медалистов Олимпийских игр. В соответствии с суммой 32 тысячи рублей, которую сегодня ежемесячно выплачивает государство олимпийским чемпионам, мы будем платить 20 тысячи рублей для серебряных призеров и 15 тысяч – для бронзовых.
Сразу после завершения встречи, в интервью ИА «Стадион» Президент ВАЛОВС Владимир Лисин сообщил:
- Я не случайно начал свое выступление с вопроса о финансировании. Ведь даже в Законе о спорте это не прописано четко. Исходя из текста Закона, никто ни за что не отвечает, и никто не имеет каких-либо прав.
В тексте этого документа написано, что органы власти на местах имею право финансировать детские спортивные школы. Что значит, «имеют право»? Другими словами, они имеют право и не финансировать? И соответственно можно дальше идти по цепочке.
Сегодня федеральные органы, представители администрации Президента России говорят, что они за счет федерального бюджета сняли с субъектов федерации многие финансовые вопросы, касающиеся, в том числе и детских спортивных школ. В частности, затраты на переезды по стране и за границей. А куда теперь уходят эти «освобожденные» деньги, которые остались в бюджете регионов и которые раньше тратились на эти цели? Они по-прежнему работают на наш спортивный резерв?
Вот на эти вопросы, в том числе, должна отвечать наша Ассоциация вместе с Министерством спорта. Решать, другими словами, эту проблему.
Борис Валиев, ИА «Стадион»
www.stadium.ru