Кемеровчанин Вячеслав Иваненко впервые в истории отечественной легкой атлетики выиграл олимпийское «золото» в спортивной ходьбе на 50 километров. Случилось это 23 года назад. После него лишь один россиянин сумел повторить подобное достижение. Недавно прославленный наш земляк отметил 50-летний юбилей. Корреспондент «Кузбасса» встретился с Вячеславом Ивановичем во время финала Спартакиады учащихся Сибири, где олимпийский чемпион судил соревнования по ходьбе.
Безоблачное небо
Из серии «Очевидное-невероятное»: первый же кузбасский легкоатлет, заработавший олимпийскую путевку, стал чемпионом Игр. 30 сентября 1988 года Вячеслав Иваненко выиграл в Сеуле заход на 50 километров, установив олимпийский рекорд: 3 часа 38 минут 29 секунд.
Только спустя 20 лет Алекс Швацер из Италии превзошел это достижение, прошагав «полтинник» в Пекине за 3.37.09. Россиянин Денис Нижегородов финишировал третьим (3.40.14). А вообще на Играх в столице Китая наши соотечественники доминировали в одном из сложнейших видов «королевы» спорта: Ольга Каниськина и Валерий Борчин из Мордовии (ведущий центр развития ходьбы в нашей стране) первенствовали на дистанции 20 километров.
- Погодные условия что в Сеуле, что в Пекине примерно одинаковые, – говорит Вячеслав Иваненко. – Только мы шли по асфальту, а в Китае – по легкоатлетической дорожке, совершенно ровной, без перепада высот. Длина круга – два, а не два с половиной километра, как в Корее. Душ у них стоял на трассе, можно было освежиться. Температура в тени тоже одинаковая – 29 градусов. Самое смешное, что после финиша, уже в раздевалке, мне говорят: «Майку сними!», а она у меня, как и вся форма, отпечаталась на теле.
- Стартовали рано утром?
- Да, в семь часов. Мы встали на четыре часа раньше, приготовили бутерброды с красной и черной икрой, куриный бульон с мясом – самая легкая пища. После этого еще осталось время для отдыха. Через час после старта – 29 градусов в тени. Солнечная, безоблачная погода. И большая влажность.
- Как питались на трассе? Как спасались от обезвоживания организма?
- Мы с тренером Юрием Васильевичем Подоплеловым сами готовили себе пищу. Жиденький чай с вареньем из смородины. Почему смородина? Она содержит витамин С, необходимый для предотвращения судорог. Примерно через 5 километров выпивал чай, в конце дистанции съел кусочек банана, который считается очень калорийным продуктом. Бананы я полюбил в Мексике, где мы провели один из предолимпийских сборов. До сих пор их люблю: могу за один раз съесть около двух килограммов. К простой воде, которая стояла в пункте питания, вообще не притрагивался. Вода в каждой стране разная и может так расслабить человека, что до финиша не дойдешь. Мой тренер все время стоял в одном месте трассы, подсказывал время прохождения дистанции, корректировал мой ход.
- Какую тактику выбрали на олимпийский заход?
- Наша тактика в Сеуле заключалась в том, чтобы уйти от конкурентов задолго до финиша. Нарезаем круги по 2,5 километра, кроссовки прилипают к асфальту. За 17 километров до финиша говорю по-русски немцам Гаудеру и Вальдеру: «Ну что, уходим?» Русский язык они хорошо понимали, но недоуменно посмотрели на меня и пожали плечами. Ладно, вольному – воля. Я потихоньку ухожу в отрыв, внимательно смотрю за немцами. После сорокового километра Гаудер и Вальдер получают по желтой карточке за неправильную технику ходьбы, буквально спустя минуту и меня «награждают» предупреждением. Наверное, в отместку. Когда немцы ускоряются, и я прибавляю, и так несколько раз. На этом они и сломались. В итоге отрыв от серебряного призера составил 45 секунд.
Стартовая Металлплощадка
Вячеслав Иваненко начал заниматься ходьбой сразу после армейской службы в Чехословакии, откуда демобилизовался в 1983 году. Будущему олимпийскому чемпиону уже минуло 22 (!) года. Тренировался в поселке Металлплощадка, что неподалеку от областного центра.
- Тогда у Юрия Васильевича Подоплелова подобралась очень сильная группа ходоков, – вспоминает Вячеслав Иванович. – Три мастера спорта международного класса – Петр Гаус, Григорий Корнев, Саша Бояршинов, 20 мастеров спорта. Помню, на первых соревнованиях в Гагарине меня сняли из-за неподобающей формы: вышел на старт в трико, коленки пузырились…
В декабре 1983 года выполнил норматив кандидата в мастера, через четыре месяца стал мастером спорта. Норматив «международника» осилил в мае 1985 года на дистанции 20 километров. А в 1986 году Юрий Васильевич предложил: «Давай попробуем пройти «полтинник». Попробовали – и в первом же заходе на этой дистанции выиграл чемпионат СССР, на первенстве Европы в Штутгарте занял второе место.
Своя колея
- Максимальные нагрузки выпали на олимпийский год?
- Готовились мы по своей методике. Юрий Васильевич Подоплелов – очень грамотный специалист. В 1988 году тренировались четыре раза в день, наматывал 50 километров, в неделю – 300-350, а в месяц – больше тысячи километров. Тренировочные сборы были в Мексике, откуда я из-за калорийного питания вернулся с лишним весом, но быстро его сбросил. Выезжали в литовский Друскининкай, в Ольгино Ленинградской области, на озеро Иссык-Куль в Киргизию. Последнюю неделю перед Олимпиадой тренировались во Владивостоке.
В рваном ритме отрабатывали длинные отрезки по 10-15 километров, а также ходьбу на виражах. Основное внимание уделяли технике ходьбы, где не должно быть лишних движений: широкий шаг, не идешь, а катишься, как колесо, как колобок. Двойная опора: пятка-носок. Обалденную форму набрал!
- Что было после Сеула?
- После Олимпиады мы с тренером допустили ошибку, не пропустив следующий сезон. На зимнем чемпионате Европы в Испании я получил травму, потом эти травмы пошли сплошной чередой: то ахилл порву, то мениск летит. Закончил карьеру в 1996 году, отдав спорту 13 лет.
Что дальше делать? Болезненный вопрос для любого спортсмена. В то время я выступал за «Динамо», вот и пошел работать в областную госавтоинспекцию. Шесть лет назад ушел на пенсию в звании подполковника.
Олимпийская стипендия
Российские чемпионы Олимпиады-2008 заработали премии от государства в размере 100 тысяч евро в рублевом эквиваленте. Национальный фонд поддержки олимпийцев подарил «золотым» призерам престижные автомобили БМВ. Конечно, вознаградили триумфаторов Игр и федерации по видам спорта, и региональные власти. О подобных (заслуженных, спору нет) призовых Вячеслав Иваненко в свое время и не мечтал:
- За олимпийское «золото» мне заплатили восемь тысяч рублей. Причем через полтора года. Выделили квартиру, а вот машину не подарили, как многие до сих пор считают, а просто позволили купить вне очереди. «Волга» тогда стоила 20 тысяч. Пришлось залезать в долги. Сейчас машины у меня нет, езжу на велосипеде или на байке, мини-мотике. Этот байк – мой «Харлей».
Как олимпийский чемпион пожизненно получаю президентскую стипендию – с нового года она составляет 32 тысячи рублей в месяц. Выплачивают и губернаторскую стипендию. Плюс пенсия. На жизнь хватает. А на тренерскую работу меня не зовут, ссылаясь на то, что у меня нет высшего образования. Но разве это главное?!
- Беспокоят старые раны, Вячеслав Иванович?
- Да, одолевают травмы. Сказываются нагрузки-перегрузки, высокогорье, среднегорье… На мениске делали уже три операции. Надо обследоваться и узнать, есть ли смысл еще раз ложиться на операцию. Может, и лишняя она будет. А вот такой показатель, как давление, почти не изменился: было 90 на 60, сейчас – 103 на 70.
- По-прежнему живете на Металлплощадке?
- От родителей там остался участок в 26 соток. На нем я построил дом в трех уровнях: общая площадь – 350 квадратных метров, жилая – 200. В доме светло, тепло. Живем с женой (она работает медсестрой в многопрофильной больнице) и двумя детьми: Володя учится в «политехе», маленький Ванюшка окончил первый класс. Еще трое детей живут отдельно.
- Подсобное хозяйство держите?
- Хозяйства как такового нет, кроме собачки, кошек и морских свинок. Младший сын любит животных. У нас умная дворняжка: закусать не закусает, но до смерти залижет. Раньше была стайка, держали и коз, и кроликов, и кур, и перепелок. Но сейчас нет возможности одновременно ухаживать за животными и строить дом.
Потихоньку занимаюсь отделкой дома, самая муторная, надо сказать, работа. Тем более что все делаю сам, освоил строительные специальности. Работы еще примерно на год. Надо все сделать не спеша, чтобы потом не переделывать.
На призы Иваненко
Осенью 2008 года в кемеровском Парке Победы состоялся первый турнир на призы Вячеслава Иваненко. Спустя 20 лет после триумфа в Сеуле олимпийский чемпион открыл свой «именной» турнир и показал мастер-класс, пройдя участок трассы соревнований. Понятно, нет у чемпиона былой скорости, но осталась филигранная техника, которой он всегда славился.
Свыше 200 спортсменов вышли на старт, длина дистанции варьировалась в зависимости от возраста участников: самые юные спортсмены прошли один километр, самые искушенные – десять. Призовой фонд составил 165 тысяч рублей, его разделили между призерами соревнований во всех возрастных группах. Почин удался, и после первого турнира состоялись еще два.
Безусловно, традиционные соревнования на призы олимпийского чемпиона нужны, прежде всего, подрастающему поколению, для которого Вячеслав Иваненко – живая легенда, пример настоящего спортсмена. Достойные традиции заслуживают достойной под-держки.
Вадим АНТОНОВ, «Кузбасс»
www.kuzbass85.ru