Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 13 января 2012 года № 8 утверждены государственные задания на 2012 год по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года № 661-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве на 2012 год», пунктом 1.18. приложения к указанному постановлению в рамках Программы государственных гарантий не обеспечиваются:
1) проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров населения (за исключением граждан, включенных в перечень контингентов работников бюджетной сферы города Москвы, предварительные и периодические медицинские осмотры которых осуществляются за счет средств бюджета города Москвы и средств бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования);
2) медицинское обеспечение спортивных мероприятий, оздоровительных трудовых лагерей, спортивных лагерей, детских оздоровительных лагерей, массовых культурных и общественных мероприятий (за исключением мероприятий, реализуемых по плану, утверждаемому в установленном порядке в соответствии с правовыми актами города Москвы);
3) медицинские осмотры граждан, проводимые с целью получения специального права (на управление транспортным средством, для приобретения оружия, для занятий физкультурой и спортом);
4) анонимная диагностика и лечение (за исключением профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека);
5) протезирование зубов (за исключением протезирования зубов льготным категориям гражданам и детям, имеющим право на такое протезирование в соответствии с законодательными и иными правовыми актами);
6) косметологическая помощь.
Таким образом, в 2012 году учреждения здравоохранения, подведомственные Департаменту здравоохранения города Москвы (Московский научно-практический центр реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, врачебно-физкультурные диспансеры, поликлиники), не имеют оснований для бесплатного проведения углубленных медицинских осмотров, диспансерного наблюдения, периодических медицинских осмотров всех московских спортсменов. Указанные обследования необходимо будет оплачивать либо подведомственным Москомспорту организациям, в которых тренируются спортсмены, либо непосредственно за счет денег спортсменов или их родителей.
Вместе с тем, в соответствии с п. 5.2. постановления Правительства Москвы от 30 августа 2011 г. № 390-ПП «О совершенствовании организации и проведения в городе Москве официальных физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий» на Департамент здравоохранения города Москвы возложены функции по организации медицинского обеспечения при проведении официальных физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий в городе Москве, а также по обеспечению оказания скорой медицинской помощи спортсменам и участникам официального мероприятия на безвозмездной основе, дежурству бригад врачей спортивной медицины на месте проведения официального мероприятия.
Статья 3 закона г. Москвы от 15 июля 2009 года № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве» (ред. от 13.07.2011) среди основных направлений развития физической культуры и спорта в городе Москве определяет, в том числе, и развитие медицинского обеспечения физической культуры и спорта. В соответствии со статьей 21. главы 4. материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд города Москвы, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение осуществляется уполномоченным органом за счет средств бюджета города Москвы.
Статья 26. закона г. Москвы «О физической культуре и спорте в городе Москве» к медицинскому обеспечению лиц, занимающихся физической культурой и спортом в городе Москве, относит:
1) систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц;
2) оценку соответствия физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья;
3) профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;
4) восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.
В настоящее время началась реализация Государственной программы города Москвы «Спорт Москвы» на 2012-2016 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 № 432-ПП, целью которой является увеличение числа жителей города Москвы, занимающихся физической культурой и спортом, достижение московскими спортсменами наивысших спортивных результатов. Целевыми индикаторами и показателями программы являются увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 22,3% в 2011 году до 30,0% к 2016 году.
Вместе с тем, предоставление услуг лечебно-профилактическими учреждениями Департамента здравоохранения города Москвы по медицинским осмотрам граждан для получения заключений о допуске к занятиям физкультурой и спортом исключительно на платной основе ставит реализацию программы «Спорт Москвы» на 2012-2016 годы и достижение запланированных показателей под сомнение.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа
2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» для получения гражданином медицинского заключения о допуске к занятиям физкультурой и спортом, в том числе и массовыми видами спорта, необходимо пройти обследования и осмотры целого ряда врачей-специалистов: травматолога-ортопеда, хирурга, невролога, оториноларинголога, офтальмолога, кардиолога, акушера-гинеколога, врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине и других врачей-специалистов в соответствии с медицинскими показаниями, а также исследования электрофизиологических показателей (ЭКГ, в том числе с нагрузочными пробами); ЭХО-кардиографические исследования, в том числе с нагрузкой; рентгенографические исследования органов грудной клетки; клинические анализы крови и мочи.
Можно предполагать, что проведение указанного комплекса обследований по тарифам платных услуг в лечебно-профилактических учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы будет обходиться желающим получить заключение о допуске к занятиям физкультурой и спортом в сумму порядка от 3000 до 15000 рублей и выше в зависимости от спортивной квалификации и необходимого объема медицинских услуг.
Участие в соревнованиях, начиная с уровня детско-юношеского спорта, предполагает обязательное наличие указанного медицинского допуска к соревнованиям. Также допуск необходим для записи ребенка в спортивную секцию или клуб, причем периодичность обследований должна быть не менее двух раз в год.
Таким образом, желающим заниматься спортом в учреждениях Москомспорта (и других спортивных объектах Москвы), необходимо будет тратить в среднем от 6000 до 30000 рублей в год на получение медицинского заключения, что негативно скажется на общем количестве занимающихся спортом в городе Москве.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2в перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, чемпионата мира по футболу 2018 года и некоммерческой благотворительной организации «Фонд поддержки олимпийцев России» от 16 июля 2011 г. №Пр-1922 руководителям субъектов Российской Федерации поручено разработать и реализовать комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации на региональном уровне, в том числе в части совершенствования медицинского обеспечения подготовки спортивного резерва.
Таким образом, вопреки поручению Президента Российской Федерации (пункт 2в перечня поручений от 16 июля 2011 г. №Пр-1922), в городе Москве не только не создается система совершенствования медицинского обеспечения подготовки спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, но и, наоборот, наметилась прямая тенденция к необратимой коммерциализации спортивной медицины, в том числе медицинского обеспечения детско-юношеского спорта, что может повлечь самые негативные последствия для развития спорта в Москве.