В четверг первой российской олимпийской чемпионкой в женской борьбе стала Наталья Воробьева, в финале категории до 72 кг тушировавшая знаменитую болгарку Станку Златеву. Специальный корреспондент «МН» в Лондоне рассказывает главные истории из жизни чемпионки, которую теперь уже навсегда вошла в историю.
О генах
Как и многие будущие чемпионы, Воробьева росла в неполной семье, воспитывала ее одна мать. Дело было в сибирском городке Тулун Иркутской области. Но – характерная деталь: ее отец родом из Дагестана. Возможно, отсюда и магнетическая история прихода именно в борьбу: дорога в школу проходила мимо зала, куда ее все время что-то влекло. Как-то тренер предложил остаться на тренировку. Осталась, а через какое-то время ей запретили бороться с мальчиками – они обижались, когда проигрывали и уходили из секции. Первый официальный турнир Воробьева выиграла в 12 лет, в соседнем Ангарске, получив гонорар в… 100 рублей.
О предсказании
Первый раз корреспондент «МН» увидел Воробьеву три с половиной года назад, на турнире имени трехкратного олимпийского чемпиона Александра Медведя в Минске. Совершенно никому не известная 18-летняя россиянка не просто выиграла этот довольно серьезный турнир, а поразила всех наблюдателей, бросив свою соперницу по финалу шикарным приемом из греко-римской борьбы – прогибом. Такого и в мужских соревнованиях не часто увидишь. Кто это такая? Стал наводить справки у главного тренера юниорской сборной Валерия Онопко (Валерий Максимович, к сожалению, не дожил до олимпийской победы всего полгода). «А это будущая олимпийская чемпионка Лондона, - огорошил Онопко. – Следи за ней. Кстати, это был ее первый взрослый турнир вообще!»
О прогибе и мельнице
Кстати, о шикарных приемах. Откровенно говоря, женская борьба – зрелище пока на любителя. Первый чемпионат мира прошел всего около двадцати лет назад, и особого бэкграунда у представителей этой дисциплины спортивной борьбы нет. Арсенал приемов у спортсменок ограничен проходом в ноги и переводом в партер. Воробьева в этом отношении – уникальный персонаж, глоток свежего воздуха. Четыре схватки из пяти она завершает туше, то есть кладет соперницу на лопатки. В самые первые годы она постоянно бросала уже упомянутым прогибом, а потом в ее арсенал добавилась и «мельница». В финале Олимпийских игр знаменитая болгарка Станка Златева попалась именно на мельницу – и уже во втором периоде досрочно сложила оружие.
Об умении ждать
Другое отличие Воробьевой от коллег – ее карьеру можно назвать «проектом» в самом прямом смысле этого слова. Несмотря на то, что проявилась она, как было сказано, еще в 2009 году, до этого сезона ее целенаправленно не пускали бороться среди взрослых. Это позволило молодой девчонке не «сгореть» раньше времени, не травмироваться от чрезмерных и производимых зачастую на глазок нагрузок в сборной под управлением прежнего тренерского штаба Юрия Голубовского (а такие случаи были). Только в олимпийский год было решено – пора. И проект заработал на полную мощь: в марте на чемпионате Европы была туширована та же болгарка Златева, серебряный призер Пекина-2008 и многократная чемпионка мира; а в мае на Кубке мира – пятикратная чемпионка мира Киоко Хамагучи. К Лондону Наталья подходила в самом идеальном статусе: фаворита, но скрытого, от которого сильно многого не ждут. Но те, кто понимает, золотую медаль планировали. Но никому не говорили, чтобы не спугнуть.
О фотосессиях
В лице Воробьевой женская борьба в России имеет, наконец, хороший шанс заполучить настоящее медийное лицо – как, например, Наталья Рагозина в боксе. 21-летняя спортсменка красива классической сибирской красотой, смешанной с южными кровями. Раскованно и ведет себе перед публикой и камерой. Уже имеет за плечами несколько фотосессий в глянце – одна из них вышла как раз в августовском номере, накануне Олимпиады. В общем, если захочет сама и позволят обстоятельства – можно попробовать сделать из нее звезду в хорошем смысле этого слова.
О деньгах
Теперь Наталья Воробьева, видимо, станет миллионершей. Причем не рублевой, а долларовой. От первого вице-президента Федерации спортивной борьбы Омара Муртузалиева, обещавшего от себя лично 500 тысяч долларов любой российской победительнице Игр в женской борьбе. От государства – 100 тысяч евро, от «Фонда поддержки олимпийцев России» – автомашину Audi. От Санкт-Петербурга, который уже несколько лет представляет спортсменка – еще миллион рублей. Ну и наверняка еще по «мелочи» от ведомств и спортобществ. И это тот самый случай, когда кроме банального слова «заслужила», ничего в голову не приходит.
Евгений Слюсаренко
http://mn.ru