Вчера, 6 ноября, президент Российской Федерации Владимир Путин провёл в своей резиденции в Ново-Огарево первое после реорганизации заседание президентского Совета по развитию физической культуры и спорта РФ. Оно было посвящено подготовке сборных команд России к ближайшим крупнейшим соревнованиям, но вылилось в глобальный разговор о развитии отечественного спорта. Агентство спортивной информации «Весь спорт» публикует выступление председателя комиссии спортсменов при Олимпийском комитете России, трехкратной олимпийской чемпионки Ольги Брусникиной без купюр.
«Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
Прежде всего, мне хотелось бы от лица всех СДЮСШОР поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, и «Фонд поддержки олимпийцев России», а также Минспорт России за те гранты, субсидии, которые и в прошлом, и в этом году получали СДЮСШОРы. Действительно, для многих школ это стало дополнительной возможностью закупить новое оборудование, купить экипировку, для некоторых даже выехать на какие-то международные старты. Спасибо большое!
Огромное внимание со стороны руководства страны к спорту высших достижений, конечно, приносит свои плоды. Действительно, открываются новые базы. Тренеры, специалисты и спортсмены сборных команд получают сейчас достойные заработные платы и стипендии Президента, за что ещё раз огромное спасибо уже от лица тренеров и спортсменов.
Но сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание действительно на проблемы подготовки резерва детского спорта и детских спортивных учреждений. Ведь, как известно, великими чемпионами не рождаются, ими становятся как раз из тех детей, которые приходят в спортивные школы. И чем больше их будет приходить, чем больше будет мест, куда им будет возможность приходить, тем больше чемпионов мы сможем подготовить.
К сожалению, должна отметить, что в последнее время имеет место тенденция снижения интереса к спорту у детей и родителей. Приоритет, как правило, со стороны родителей отдан образованию. Дети стали раньше расставаться со спортом, чем это было несколько лет назад. Юным спортсменам стало трудно совмещать обучение в общеобразовательной школе и тренировочный процесс. К сожалению, директора и учителя перестали с пониманием относиться к детям, которые помимо учёбы ещё занимаются спортом. С такими проблемами, могу сказать как тренер и как заместитель директора СДЮСШОР, я уже сама лично сталкиваюсь.
Сейчас практически потеряна практика формирования спортивных классов в школе с индивидуальным планом обучения или системе интернатов, как это было в советские годы, когда спортсмены могли спокойно сочетать образовательный процесс и тренировочный процесс. На мой взгляд, в новых социально-экономических условиях это важно – создавать систему и развивать, поощрять многоэтапную систему подготовки спортивного резерва, которая бы объединяла в себе именно образовательный процесс и тренировочный.
Также со своей стороны, к сожалению, могу отметить, что на сегодняшний день наблюдается разрозненность всей системы подготовки спортивного резерва, начиная от уровня управления – федерального, регионального, муниципального, а также ведомственного подчинения, и заканчивая отсутствием единых нормативных документов по организации работы физкультурно-спортивных учреждений, которые бы одинаково регламентировали работу учреждений для всех субъектов Российской Федерации.
Совсем недавно, я знаю, что Минспорт опубликовал методические рекомендации по подготовке спортивного резерва. Очень хороший, действительно очень продуманный документ, но он опять же носит рекомендательный характер, а учитывая разные возможности субъектов, можно предположить, что подобный документ будет подстраиваться под те возможности, которые имеет субъект Российской Федерации. Поэтому, конечно, мы с нетерпением ждём и знаем, что Минспорт сейчас занимается этим, ждём утверждения федеральных стандартов спортивной подготовки, которые бы уже законодательно регламентировали работу спортивных учреждений и программ обучения по видам спорта.
Пока на сегодняшний день, к сожалению, подготовка спортивного резерва ведётся по принципу «кто во что горазд». Кому сколько денег хватило и возможностей, столько и выделили. На первый взгляд у нас, конечно, существует многоэтапная система подготовки СДЮШ, СДЮСШОР, затем училищ Олимпийского резерва и так далее, но на практике она, на мой взгляд, не работает должным образом. Нет абсолютно никакой взаимосвязи между этими учреждениями, даже элементарный вопрос о переходе спортсмена из одной организации в другую у нас начинает сразу восприниматься в штыки, потому что как только спортсмен уходит из СДЮШа в СДЮСШОР, то СДЮШ теряет финансирование, теряет заработную плату тренер и так далее, то есть, нет абсолютно никакой взаимосвязи между этими учреждениями, чтобы выстраивать именно эту поэтапную подготовку.
СДЮСШОРы и училища Олимпийского резерва, безусловно, это основные кузницы олимпийского резерва нашей страны. Очень важно соответствовать этому званию не только с точки зрения показанного результата, а с точки зрения ещё и обеспечения условий для достижения этого результата. К сожалению, возможности, повторюсь опять, субъектов Российской Федерации разные, но у нас общие дети и общие цели, поэтому необходимо установить некую связь между муниципальными, региональными, федеральными учреждениями, может быть, путём госзадания и подкрепить это соответствующими субсидиями. Например, муниципальный СДЮШ получал бы субсидии от региональных властей, региональные СДЮСШОРы могли бы получать субсидии из федерального бюджета, в том числе и УОРы. Я, наверное, действительно соглашусь с Вами, Владимир Владимирович, в том плане, чтобы УОРы передать в федеральное подчинение.
На первый взгляд средств, выделяемых в некоторых субъектах Российской Федерации, действительно достаточно. Но если взглянуть на бюджет школы постатейно, то можно обнаружить, что львиную долю средств съедает аренда спортсооружений, хотя многие спортивные сооружения строятся за счёт федеральных и региональных бюджетов, затем они передаются в муниципалитеты, и муниципалитеты говорят: «Так, ребята, нам теперь надо зарабатывать деньги, давайте-ка ваш областной СДЮСШОР будет нам платить за аренду». То есть такая проблема существует.
Эта аренда спортсооружений доходит иногда до 60 процентов от бюджета школы, и никакие документы не дают право ДЮШам, СДЮСШОРам на льготную оплату аренды спортсооружений. Для многих учреждений, конечно, это непосильная ноша, которая не даёт возможности в полной мере обеспечить тренировочный процесс, что является, в общем-то, одной из основных причин отсутствия результата и сокращения количества школ.
В настоящее время (уже было отмечено) действительно наблюдается нехватка как управленческих кадров в сфере физической культуры и спорта, так и тренерско-преподавательских. Существующая система оплаты труда, с одной стороны, стимулирует тренеров к достижению результата. Сегодня предусмотрены различные надбавки за определённый результат, но, к сожалению, эта система не работает в должной мере, так как общий фонд заработной платы учреждения фактически не изменяется несмотря на достигнутые школой результаты. Поэтому здесь как бы, знаете, замкнутый круг. Результаты вроде бы нужно показывать, но ещё не факт, сможете ли вы за эти результаты получить достойную заработную плату.
И, к сожалению, должна отметить, что система такова, что даже опытный спортсмен после окончания спортивной карьеры, имея высшее образование, почётное спортивное звание, не может претендовать на достойную заработную плату. Поэтому идёт большой отток подготовленных профессиональных кадров, что обусловлено, конечно, низкими ставками заработной платы, особенно в группах начальной подготовки на низшей ступени подготовке спортивного резерва – это ДЮСШ.
Поддержу Виталия Леонтьевича, он уже озвучил эту тему, по поводу прохождения воинской службы спортсменами. Конечно, это огромная проблема. В связи с реорганизацией в Вооружённых Силах были расформированы спортивные роты и подведомственные команды ЦСКА, где раньше, не отрываясь от тренировочного процесса, проходили срочную службу спортсмены призывного возраста. А ведь спортсмены призывного возраста – это фактически основной и ближайший резерв сборных команд страны, поэтому это, безусловно, очень важная проблема.
И также, Владимир Владимирович, Вы сказали, что действительно нужно делать привлекательной сферу спорта во всех отношениях. Поэтому хотелось бы закончить своё выступление социальной защитой тренеров. Тренеры-преподаватели по закону об образовании являются лицами, осуществляющими педагогическую деятельность, но при всём при этом в последнее время утеряно право тренеров-преподавателей на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые были предусмотрены для них ранее. Это, на мой взгляд, по меньшей мере странно. Неужели тренеры-преподаватели, которые проводят иногда с детьми больше времени на сборах, на соревнованиях, нежели педагоги образовательной школы, не заслуживают этого права?
И в заключение также скажу, что наша задача, конечно, сделать сферу спорта во всех отношениях привлекательной, в первую очередь для детей и тренеров. Я уверена, что наш олимпийский потенциал не иссякнет».