Фонд поддержки олимпийцев России
 
Главная/ Пресса о Фонде/ Зачем металлургические компании спонсируют профессиональные спортклубы

Зачем металлургические компании спонсируют профессиональные спортклубы

28 ноября 2012

Порядка 60–65% всего рынка мирового спонсорства приходится на поддержку большого спорта. В России пока недостаточно механизмов, стимулирующих к таким вложениям. Однако это не мешает металлургическим компаниям брать «под крыло» профессиональные спортивные команды и клубы.

В начале месяца око­лоспор­­тивный мир живо обсуждал довольно смелый пос­тупок президен­та ново­кузнецкого ХК «Металлург» Сергея Кузнецова, который разместил на официальном сайте команды видеообращение к бизнесменам с просьбой о финансовой помощи. «Затраты на проведение игр растут: это и перелеты, и питание, и оказание медицинских услуг команде, зачастую не хватает дорогих медикаментов, а ведь у нас в команде немало травмированных игроков, – объяснил причину своего воззвания президент «Металлурга». – Сегодня я имею полное право просить помощи у предприятий, спонсоров и компаний разной формы собственности, потому что команда не просто «проедает деньги», она отрабатывает их своими результатами и игрой. От того, как мы сегодня подготовим команду в части инфраструктуры, оказания медицинских услуг, как мы организуем спортивное питание, комфортное пребывание в гостиницах, будет многое зависеть. Но на это наших финансовых ресурсов не хватает».

Случай более чем показательный – при существующем порядке государственной поддержки командам в большом спорте без спонсоров сегодня никуда. Поэтому руководству клубов нередко приходится буквально выходить с протянутой рукой к местным властям и представителям бизнес-сообщества. Клубов, которым посчастливилось заполучить в генеральные спонсоры крупные компании, способные и готовые по-настоящему удовлетворить все потребности и запросы своих спортивных подопечных, по сути, единицы. А львиную долю в движении поддержки спорта высоких достижений занимают металлургические компании, для которых поддержка спортивных команд и клубов еще с советских времен является доброй традицией. Например, самый титулованный волейбольный клуб России – ВК «Уралочка-НТМК» – спонсирует Нижнетагильский металлургический комбинат.

Компания «Северсталь» «патронирует» одноименный хоккейный клуб из Череповца и позволяет ему участвовать в очень недешевых соревнованиях – КХЛ. Также компания является спонсором женской волейбольной команды «Северсталь», в прошлом году занявшей 1-е место в чемпионате России среди команд высшей лиги «А», и одноименной мужской баскетбольной команды.

«Норильский никель» финансирует одноименный мини-футбольный клуб и баскетбольный клуб ЦСКА. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) – генеральный спонсор местного хоккейного клуба «Металлург», который уже стал визитной карточкой города. Одна из лучших команд Европы была основана еще в 1950 году, с 2008 года играет в Континентальной хоккейной лиге.

Уральская горно-металлургическая компания в 2000 году взяла шефство над женской баскетбольной командой УГМК. На тот момент это был всего лишь один из ведущих клубов Урала, но уже в 2003 году произошел прорыв – команда вышла в лидеры российского первенства и, более того, впервые в истории российского женского баскетбола стала сильнейшей на континенте, выиграв Евролигу. В том же 2003 году сразу четыре баскетболистки УГМК в составе сборной страны получили звание чемпионок Европы.

Трубная металлургическая компания (ТМК) поддерживает сразу несколько спортивных клубов, один из которых – ФК «Урал» – сегодня выступает в первенстве России среди команд Футбольной национальной лиги и претендует на выход в российскую премьер-лигу. Также ТМК спонсирует мини-футбольный клуб «Синара», двукратного чемпиона страны и серебряного призера чемпионата России сезона 2010–2011 годов, волгоградский женский гандбольный клуб «Динамо», девять раз становившийся чемпионом России. Помимо этого, компания оказывает спонсорскую помощь Фонду поддержки олимпийцев и Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья.

Компания «Мечел» – генеральный спонсор национальной мужской сборной России по баскетболу. Также при его спонсорской поддержке выступают хоккейные клубы «Ижсталь» из Удмуртии и челябинский «Мечел», а с 2005 года компания является официальным партнером женской волейбольной команды «Динамо-Москва». Долгое время «Мечел» был генеральным спонсором сборной России по биатлону, но с января 2007 года компания начала спонсировать спортсменов по индивидуальным контрактам.

Активно поддерживает профессиональный спорт и холдинг «Металлоинвест». Компания является генеральным спонсором волейбольного клуба «Белогорье» из Белгорода и женского баскетбольного клуба «Динамо» из Курска, а с недавних пор вошла в число официальных спонсоров еще и питерского ФК «Зенит».

К слову, новокузнецкий «Металлург», о котором говорилось выше, тоже вообще-то не сирота. Клуб также входит в число счастливчиков, кому удалось заполучить в спонсоры крупное предприятие – команда уже несколько лет находится «под крылом» горно-металлургической компании «Евраз». Однако, по словам президента клуба Сергея Кузнецова, финансирования все равно не хватает, так как у «Евраза» есть ряд других спонсорских обязательств. Из-за недостатка средств в этом сезоне «Металлургу» уже пришлось отказаться от высокооплачиваемых игроков, но даже это не позволило решить проблему недофинансирования.

Обращение к потенциальным спонсорам – мероприятие не то чтобы рискованное, но уж точно не гарантирующее стопроцентных результатов. Спонсорство, с одной стороны, дело добровольное, а значит, никаких обязательств у крупных компаний перед спортивным клубом нет, а с другой – сей благородный порыв государством никак не поощряется. Может, поэтому и далеко не все компании спешат участвовать в судьбе спортивных команд.

«К сожалению, в нашей стране до сих пор нет законов, которые стимулировали бы развитие благотворительности или спонсорства, – сокрушается Давид Якобашвили, член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). – Никаких преференций или налоговых послаблений для компаний, оказывающих спонсорскую помощь профессиональному спорту, государством не предусмотрено. Поэтому стимулом для них могут служить либо чисто человеческие мотивы, когда деньги вкладываются, что называется, по велению души, либо неофициальные благодарности местных властей: вы поможете нашей родной команде, а мы обеспечим вам выполнение крупного заказа». Получается, что пока система далека от совершенства: все строится на человеческом факторе и личных взаимоотношениях. Если бы официальная стимуляция была прописана законодательно, все спортивные запросы, считают эксперты, конечно, удовлетворить бы не удалось, но тем не менее ситуацию можно было бы значительно улучшить.

Справедливости ради стоит отметить, что сегодня российским законодательством предусмотрен ряд налоговых льгот по НДС, налогу на прибыль и НДФЛ. Но только для тех компаний, кто делает вложения в развитие массового и детского спорта, физической культуры, участвует в реализации специальных государственных программ. Поддержка профессионального спорта в этот перечень не входит.

Исходя из этого можно сделать вывод, что руководству крупных компаний гораздо логичнее вкладывать собственные средства в строительство детских спортшкол или спортклубов «широкого пользования», чем финансировать покупку дорогих легионеров или оплачивать участие в престижных соревнованиях профессиональных команд. Вдобавок ко всему, как уверяют сами спонсоры, содержание спортивных команд сегодня дело не только не прибыльное, а зачастую вообще убыточное. А целью спонсорства в отличие от безвозмездных меценатства и благотворительности по умолчанию является все же извлечение той или иной выгоды.

«Для металлургических компаний это исключительно имиджевый элемент, косвенно влияющий на бизнес, – уверен Вадим Кормилицын, управляющий партнер Национального агентства «Звезды и бренды». – Другое дело какое-нибудь нефтедобывающее предприятие, которое, помимо добычи и продажи нефти, владеет сетью одноименных заправок. Болельщики процентов на 80 – потребители бензина, поэтому позитивное эмоциональное состояние при выборе АЗС: «Это же спонсор моей любимой команды!» – может положительно отразиться на объеме продаж бензина. А вот для сугубо металлургической компании болельщики, как правило, не являются потребителями, то есть прямого взаимодействия на целевую аудиторию нет. В этом случае спонсорство – это не более чем статусный момент, особенно если команда на хорошем счету».

По оценкам экспертов, содержание футбольного клуба, играющего во втором дивизионе, обходится спонсору в 80–90 млн рублей в год. Но как только команда улучшает результат и пробивается в первую лигу, расходы могут увеличиться до 200–250 млн рублей в год. Куда большими затратами чреват выход в премьер-лигу отечественного футбола – минимум, 600–800 млн рублей в год. При этом, учитывая российские реалии – такие, например, как плохая наполняемость стадионов и относительно невысокие доходы от продажи телевизионных прав на трансляции, – ни о какой окупаемости, как правило, речи не идет. Выходит, спонсорство спортивных команд в России – чистой воды альтруизм?

Нередко бизнесмены поддерживают именно те виды спорта, которыми увлекались когда-то или которым отдают предпочтение сейчас. Наверняка найдутся и такие, кто расценивает возможность обладать дорогой «игрушкой» как неотъемлемую часть собственного статуса. Но, безусловно, есть и те, для кого многолетние традиции и слова о престиже России, который поддерживается в том числе и за счет спортивных достижений, – не пустой звук. Поэтому, будь у нас больше механизмов, стимулирующих вложения в спортивные достижения, это, несомненно, пошло бы на пользу не только бизнесу, но и имиджу страны.

Цитата

Игорь Ананских, председатель Комитета государственной думы РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи:
– Есть такое понятие, как социальная ответственность, и чем крупнее бизнес, тем больше руководители понимают значение этого слова. Спорт – это социально-важная часть нашей жизни, и крупный бизнес, к счастью, понимает, что государству не потянуть его в одиночку. Я считаю, что при умелом сотрудничестве возможно добиться той золотой середины между желаниями и возможностями, которая устроит и команду, и спонсора. Если компания выделяет средства на конкретные нужды и потом еще контролирует, как это повлияло на результативность игры, у команды будет стимул доказать, что она не напрасно «проедает деньги». В конечном итоге это положительно скажется на результативности, а спонсор будет иметь полное право заявить, что внес свой вклад в развитие спорта.

Мария Егорова
izvestia.ru

Координаты Фонда

109012, Москва, ул. Варварка, д. 3/1/4/2
Телефон: (495) 926-28-48,
телефон/факс: (495) 648-10-09
e-mail: info@olympians.ru



Создание и поддержка
веб-студия «Симфософт»
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере.
Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Соглашение об использовании файлов cookie