Рано или поздно спортсмены встают перед вопросом: чем заняться после окончания карьеры? О том, как найти свою профессию в спорте, рассказывает двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Елена Замолодчикова. Она прошла пилотный курс обучения спортивному менеджменту, инициаторами которого выступили Фонд поддержки олимпийцев России и Российский международный олимпийский университет (РМОУ).
– В 2010 году вы официально закончили спортивную карьеру. И – что дальше?
– Мне, наверное, повезло. Меня окружали люди, которые помогали и направляли. Это, безусловно, мой тренер, который после того, как я закончила, уже была директором нашей школы, в которую я пришла в семи лет. Просто я всегда знала, что хочу быть тренером после окончания своей карьеры. И осталась в своей же школе, но на тренерской работе.
Примерно через полгода мне позвонила государственный тренер Валентина Родионенко и предложила должность в федерации. Я, конечно, долго думала. Боялась, что не смогу. Но Валентина Александровна убедила меня, и вот я работаю в Федерации спортивной гимнастики уже полтора года.
– А ваши коллеги по команде тоже остались работать в спорте, или попробовали найти другой путь?
– Я выступала в команде, где капитаном была Света Хоркина. Она знает, чем занимается, чего хочет. Она добилась... Я не буду озвучивать, все мы знаем, что она молодец.
Остальные девчонки – не из Москвы. То есть, все разъехались по своим регионам и, в основном, все продолжают работать в сфере спортивной гимнастики – кто тренером, кто методистом. У кого как получилось. У одной только не сложилось, у Екатерины Лобазнюк. Когда мы заканчивали, еще не было такой поддержки со стороны государства, как сейчас. И мы заканчивали и уходили... Если у кого не было поблизости людей, которые помогали, то складывалось по разному.
Даже язык не поворачивается сказать, но вот она в "Лужниках" продавала билеты. Серебряный призер Олимпийских игр!
Потом она уехала в Канаду, сейчас она там работает тренером. Очень жаль, что у нее не сложилось в России. Все остальные как-то устроились здесь.
Но, так или иначе, через эту ситуацию проходят все спортсмены. Заканчивается карьера, и ты оказываешься один на один с нашей реальностью, без каких-то определенных планов. В этот момент нужна помощь.
– Курсы спортивного менеджмента, которые вы окончили в составе группы из 22 спортсменов. Это именно такая помощь?
– Они нужны, как первый шаг. Многие не знают, с чего начать, чем заняться. Эти курсы, организованные Фондом поддержки олимпийцев России и Российским международным олимпийским университетом, рассказывают о разных направлениях в спортивной сфере. Это управление в спорте, спортивная психология, менеджмент, спортивное право, спортивная индустрия, управление спортивным сооружением... Очень-очень много всего интересного.
Побывав на этих курсах, можно вещей массу занятий, какими бы ты хотел заниматься. И благодаря им выстраивается такая пошаговая инструкция – как все начать, куда пойти.
– А вот в целом вообще эта программа пользуется популярностью у спортсменов?
– Вы знаете, 19-го числа была коллегия в Министерстве спорта. Там я пересеклась случайно с другими спортсменами, и мы поделились новостями. Я сказала, что проходила курсы в Российском Международном олимпийском университете, на что мне сказали: "Да? А мы с 28 декабря тоже идем. Очень интересно, расскажи".
И такие негласные у нас, знаете, разговоры идут. Интерес есть, и даже некоторым не хватает мест, чтобы попасть туда. То есть, уже перезаписываются на следующий курс. На самом деле это очень здорово, потому что хотелось бы, чтобы у нас в спорте были образованные управленцы.
– Платные курсы?
– Нет, Фонд поддержки олимпийцев России все оплачивает.
– Действующие спортсмены на курсы тоже ходят?
– В основном, ходят те, кто закончил, и имеет какой-то опыт в сфере управления спортом. Но небольшой опыт. Есть директора спортивных школ, методисты… Еще там была Дарья Пищальникова, которая, как я понимаю, еще тренируется, и чемпионка Европы по легкой атлетике Аня Азарова. Аудитория, в принципе, самая разная.
– Слушателей из регионов много?
– Очень много. Я сама москвичка, но, насколько знаю, гостиницу оплачивал Фонд поддержки олимпийцев. Общалась с Ириной Караваевой (первая олимпийская чемпионка по прыжкам на батуте) – она рассказала, что не платила за проживание ничего. А командирующие организации, это федерации по видам спорта, насколько знаю, оплачивали дорогу. Хотя это уже не очень большие деньги.
– Если программа пользуется популярностью, будет ли развиться она в регионах? Насколько я знаю, сам университет расположен в Москве, и еще есть филиал в Сочи.
– Дай Бог. Не все смогут учиться в Москве или Сочи, потому что у кого-то есть работа, кто-то обзавелся семьей и не может надолго отъехать. Нужно обязательно, чтобы были еще филиалы.
– А сколько надо учиться?
– Мы проходили курс в 72 учебных часа. С восьми утра и до упора до шести вечера. В восемь дней уложились.
– И какие-то экзамены по окончании программы?
– Да, сертификаты после прохождения курсов нам выдали только после аттестации. А проходили мы ее в форме бизнес-игры. Нас разбили на команды, и мы должны были сделать презентацию. У нас были оппоненты, у нас были выступающие. И в таких маленьких командах мы выполняли задания.
На самом деле очень интересно, и в такой форме, наверное, даже очень наглядно учишься и уже как бы на практике проходишь.