«МК» разузнал у Дмитрия Киселева, как готовится наш спортивный резерв
От того, как сейчас поработают спортивные школы и тренеры в них, зависит, какое место в неофициальном олимпийском медальном зачете займет Россия в 2018 году, 2020-м, 2022-м... Директор федерального центра подготовки спортивного резерва при Министерстве спорта Российской Федерации, заслуженный тренер страны Дмитрий Киселев, как раз и отвечающий за то, чтобы процесс «ковки» олимпийского «золота» не буксовал на ранних этапах, прогнозов не давал, но завесу тайны приоткрыл.
— Дмитрий Алексеевич, у вас в руках будущее российского спорта, так ведь? Раскройте тогда секрет, какое оно?
— Вам, журналистам крупнейшей центральной газеты, хорошо известно, что тенденция усиления глобальной конкуренции на спортивных аренах мира не только не ослабевает, но, напротив, усиливается. Это требует активной работы по развитию единой системы подготовки спортивного резерва в России.
Как вы знаете, многое у нас в стране зависит от госзаказа и госрегулирования — это применительно и к нашей отрасли. Согласитесь, ситуацию вполне можно расценивать как конкретную, адресную помощь и заботу руководства страны о спортивном резерве. От спортсменов всегда ждут только первого места. А в каких отраслях еще, кроме нефтегазовой, Россия сейчас занимает лидирующие позиции в мире? Только в спорте!
Знаете, как оценил выступление олимпийцев и паралимпийцев в Лондоне наш министр Виталий Мутко? Цитирую: «Сборная России на Олимпиаде в Лондоне завоевала 82 награды (24 золотые, 26 серебряных, 32 бронзовые медали). На Паралимпиаде российские спортсмены выиграли 102 награды (36+38+28). На Олимпиаде удалось остановить падение, завоевать на 9 медалей больше, чем в Пекине. Если сложить Олимпийские и Паралимпийские игры в Лондоне, то это выдающийся результат».
Но наши приоритеты — быть первыми! Для этого нужно в чем-то быть лучше, профессиональнее, удачливее конкурентов. В мире спорта высших достижений большинство атлетов давно уже тренируются профессионально. Знаете, но вряд ли можно тренироваться больше 10 часов в сутки. Так вот наша задача, как организации при Минспорте России, отвечающей за подготовку спортивного резерва, как раз и заключается в том, чтобы сделать качественный шаг вперед в подготовке молодых спортсменов, сделать нашу систему самой передовой в мире. В том числе нам поручено обеспечивать организации, отвечающие за подготовку спортивного резерва, нормативно-правовой базой и методическими рекомендациями.
В декабре прошлого года министром спорта были утверждены «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации». Этот фундаментальный труд был подготовлен большой группой специалистов и экспертов. Если его удастся воплотить в жизнь, то в будущем мы получим большее количество молодых, талантливых и, что важно, социально адаптированных для жизни спортсменов для основных команд.
В секции настольного тенниса — очереди!
— Вы говорите, что мы должны как минимум не уступать конкурентам. Но ведь не секрет, что китайцы практически полностью скопировали советскую систему подготовки. Так, может, нам не стоит изобретать велосипед?
— Насколько я осведомлен, одним из приоритетных направлений работы Министерства спорта Российской Федерации в ближайшее время будет модернизация системы подготовки спортивного резерва. Мы не пытаемся создать модель с нуля. Сейчас для нас главной задачей является переход от учреждения дополнительного спортивного образования к учреждению спортивной подготовки.
На Совете по развитию физической культуры и спорта Президент Российской Федерации сказал о необходимости создания нового типа учреждений — учреждения спортивной подготовки (сейчас это учреждение дополнительного образования детей), то есть основная задача — уйти от требований учреждения дополнительного образования. При этом мы должны создать учреждение со своей законодательной базой, только тогда мы сможем совершать поступательное движение вперед.
— Зачем же такой огород городить?
— Мы создаем своеобразную «дорожную карту» по инновационному пути развития, главные цели которой полностью совпадают с позицией и задачами, сформулированными руководством страны. В результате этого станет возможным конкретизировать требование по подготовке резерва. Надо понимать: с распадом СССР система подготовки во многом оказалась утерянной. Сегодня ее необходимо модернизировать, обновить. Я хочу это подчеркнуть: в том числе и материально-техническую и нормативно-правовую базу.
Также мы не имеем права забывать о методиках, их совершенствовании, в том числе уже существующих. Да, они обновляются, развиваются. Вот и мы вместе с ними не должны стоять на месте. Это один из ключевых моментов в построении единой государственной системы подготовки спортивного резерва.
Без ложного пафоса, работа предстоит большая и ответственная и для нас, как федеральной структуры, и для всех регионов Российской Федерации. Кстати, решен вопрос с командированием спортсменов. Он один из самых важных. Теперь дорогу для молодых спортсменов оплачивает государство. Оно же выделяет многомиллионные субсидии: в 2012 году, например, 360 миллионов на инвентарь. А уже с 2016 года планируется направлять в спортивные школы средства до двух миллиардов рублей.
Сейчас мы прорабатываем федеральную программу со специальным разделом «Материально-техническая база и обеспечение спортинвентарем детских спортивных школ». В финансовом плане нам помогают и внебюджетные организации, например фонд поддержки олимпийцев, дающий гранты на общую сумму до 450 миллионов. Между прочим, в 2012 году школы из регионов, получивших субсидии, выступали на различных спартакиадах куда лучше, чем остальные.
А что касается китайцев, то фактор их успеха сейчас, пожалуй, даже в первую очередь заключается не столько в ментальности, сколько в системном подходе. Да и выбор у наших соседей шире — население ведь там значительно больше миллиарда. У них в секции, скажем, настольного тенниса очереди стоят.
— Есть ли реальная польза от участия молодых талантов в спартакиадах? Очень часто юные спортсмены, добиваясь на них успеха, в дальнейшем не могут реализовать себя...
— Конечно, есть. Наступивший, 2013 год по-своему знаменателен: исполняется 10 лет возрождения спартакиадного движения в Российской Федерации. Например, в Лондоне в составе сборной России принимали участие 260 атлетов, прошедших спартакиады. Это новое поколение спортсменов.
Кстати, молодежные сборные России до 21 года выиграли 22 золотые награды на всевозможных зимних чемпионатах мира. Это на шесть больше, чем ближайшие преследователи, норвежцы. Многие из наших атлетов прошли через старты спартакиад учащихся и молодежи, а также всероссийских универсиад.
Утром — результаты, вечером — деньги
— Дмитрий Алексеевич, какая именно часть подрастающего поколения находится под вашей опекой? Кого можно уже назвать резервом?
— Отвечу. Но сначала определение, что же такое «спортивный резерв».
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 №412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с 01.07.2012 вступили в силу поправки в Федеральный закон, устанавливающие новые понятия, а именно: спортивный резерв — это лица, проходящие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации.
Разумеется, есть разделение между спортивным резервом и массовым спортом. Например, спортивные секции и факультативы в общеобразовательных школах — это один пласт. Здесь ни перед тренером, ни перед спортсменом не ставится задача выиграть олимпийскую медаль или вообще попасть на Олимпиаду. Главное, чтобы человек был здоров. Этим при нашей поддержке занимается Министерство образования.
Нам же необходимо, чтобы успех каждого ребенка в секции не остался незамеченным. Наша вотчина — специализированные спортивные школы.
— То есть ДЮСШ и СДЮШОР?
— Понимаете, в этой сфере тоже была неразбериха полная. Раньше школы назывались как хотелось. ДЮСШ, СДЮШОР — как захотел, так и назвался. Мы же пытаемся все свести к общей системе координат, чтобы в любом регионе было понятно, кто есть кто. С последующим распределением средств: кому из муниципального бюджета, кому из регионального, а кому-то — из федерального. Для этого необходима вертикаль, иерархия, по которой школы можно классифицировать. Вот, например, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) несколько раз в год подают заявки на смену статуса — чтобы стать СДЮШОР (школы, отнесенные к олимпийскому резерву). И это позволит им рассчитывать как на федеральное, так и на региональное финансирование. Таким образом, принудительное удаление из списка не прошедших аккредитацию ДЮСШ необязательно приводит к уменьшению общего количества спортивных школ, а к внесению в список новых, более подготовленных!
— А какие критерии позволяют им добавить волшебное окончание «ОР»?
— Критериев оценки работы каждой школы предостаточно. Это и успехи на соревнованиях, и уровень тренерского состава и материально-технической базы, и количество занимающихся. Если ее воспитанники добиваются на соревнованиях определенных успехов, школа обладает необходимой материально-технической базой, то она может рассчитывать на повышение своего статуса и финансирования. Отмечу, что работать эта система должна в обе стороны. Согласитесь, если имеющая статус олимпийского резерва школа на протяжении долгих лет так и не смогла воспитать ни одного медалиста для сборной страны, то зачем она нужна в статусе СДЮШОР?
— Так что во главе угла — финансирование или результаты? Ведь без должной материальной поддержки сложно готовить резерв для сборных. В то время как без результата сложно рассчитывать на финансирование.
— Скажу так: добиться результата без финансирования можно, а вот финансирования без результата — нельзя.
Воспитать звезду должно быть выгодно!
— Насколько российские спортивные школы оснащены базами и спортсооружениями?
— Тут есть над чем работать. Это вопрос создания материально-технической базы. Например, к руководителям регионов, губернаторам поступают просьбы построить каток, бассейн, стадион для школы и т.д. Запрос обрабатывают и узнают, что сама школа будет в одном месте, а, скажем, бассейн будет находиться по плану в другом конце города. Это как?! Или узнаем, что вся школа — это комнатушка 2 на 3 метра. Вот чтобы таких случаев не было, и нужна система с четкой вертикалью.
Проблема школ еще и в себестоимости содержания. На данный момент собственно на спортивную составляющую (отправка спортсменов на соревнования, питание, проживание и т.д.) школы тратят лишь 3 процента от собственного бюджета. Остальные 97 — на содержание школы. О каком развитии можно говорить в такой ситуации? Да, сегодня добиться того, чтобы эти деньги делились 50 на 50, непросто. Но двигаться в этом направлении необходимо.
Кроме того, центры спортивной подготовки должны быть по всей стране. Не должно быть так: ребенок занимался-занимался, а к 14 годам для продолжения спортивной карьеры оказывался вынужденным ехать жить и готовиться на другой конец России. И не должны родители платить огромные деньги, если ребенок хочет заниматься спортом.
— Но родители сами порой готовы платить тренеру. Даже когда это не требуется.
— Понимаю, о чем речь. Помню, на одном из юношеских турниров по хоккею приз лучшему игроку и бомбардиру вручили мальчишке из третьего звена. Понимаете? Он в 3 раза реже остальных выходил на лед и все равно стал лучшим! Возникает вопрос: а кто в первых звеньях играет? И эта ситуация в том числе должна разрешиться благодаря нашей системе. Тренер должен думать не о ежеминутном результате или конверте от родителей. Когда он поймет и почувствует, что ему гораздо выгоднее вырастить настоящую звезду, — многое в детско-юношеском спорте изменится.
Ульяна Урбан, Александр Покачуев
www.mk.ru