Александр Катушев: К чести нашего фонда я должен сказать, что мы свели бюрократические формальности к минимуму, и это предмет особой гордости. Чтобы начислить грант, нам не требуется много времени: достаточно некоторых объективных факторов.
Правила присуждения грантов приводятся в официальных документах фонда, все документы и имена грантополучателей размещаются на нашем сайте olympians.ru. Грантополучатель должен соответствовать определенным требованиям: быть гражданином Российской Федерации, членом олимпийской сборной команды, готовиться в составе сборной к зимней или летней Олимпиаде, иметь в прошедшем сезоне определенные спортивные достижения.
Мы получаем из Росспорта достоверную информацию, на основании которой начисляем или прекращаем выплату грантов. Последнее происходит в том случае, если спортсмен перестал соответствовать одному из вышеперечисленных критериев. Окончательное решение о выплатах принимается в фонде.
Мы перестаем начислять грант, если, например, произошла такая ситуация, как дисквалификация спортсмена в связи с положительным допинг-тестом. У всех сейчас на слуху несколько подобных случаев. Нам достаточно 7 рабочих дней, чтобы принять решение о начислении или прекращении выплаты грантов. Необходимости ждать следующего финансового года нет. Мы реагируем на события практически мгновенно.
А. К.: Подготовка спортсменов к Олимпиаде в Пекине началась давно. Как руководитель Фонда я был включен в сформированную Росспортом группу по контролю подготовки сборных команд России. На самом деле, поверьте, до нее осталось очень и очень мало времени. Это, я бы сказал, финальный и очень небольшой по продолжительности этап. Начало Олимпиады – 8 августа 2008 года, поэтому подготовка вступила в завершающую стадию.
Что касается участия Фонда в процессе подготовки, то он участвует, прежде всего материально поддерживая членов сборной команды – как спортсменов, так и их наставников. Очень важно то, что мы поддерживаем тренеров, готовящих наших спортсменов. Известно, что в 90-е годы из-за той ситуации, которая сложилась у нас в стране, многие известные тренеры были вынуждены уехать за границу. Наш фонд, как я считаю, косвенно способствовал тому, что они перестали уезжать. Тренер Евгения Плющенко Алексей Мишин сказал мне, что благодаря Фонду "прекратилась эмиграция тренеров". Я верю этому великому спортсмену-тренеру и ссылаюсь в данном случае на его мнение.
Тренерам и спортсменам только в этом году мы выплачиваем более полумиллиарда рублей в грантах. Деньги перечисляются непосредственно на специальные счета в банке. Все грантополучатели фонда имеют пластиковые карты, на которые регулярно перечисляются средства. Из опыта общения со спортсменами и тренерами знаю, как в большинстве случаев расходуются эти деньги: на учебу, на оплату спецтренировок и недостающего спортивного оборудования.
Отвечая на второй вопрос, могу сказать, что в 2005 году в самом начале деятельности фонда гранты получили около 800 спортсменов. В 2006 году эта цифра была увеличена до 900 спортсменов и тренеров, а сейчас уже более 1 тыс. только по летним олимпийским видам спорта. Такая статистика наглядно демонстрирует результаты спортсменов в прошедшем сезоне – прогресс очевиден. Думаю, к Пекину мы выйдем с хорошими показателями и достойно представим нашу страну.
А. К.: Что касается летних видов спорта, то, насколько мне известно, в прошлом году сезон был для наших спортсменов необыкновенно успешным. Мы вошли в число лучших сборных команд по летним видам спорта и уверенно опережаем в Европе всех основных конкурентов. Следующая после нас – команда Германии, а остальные по показанным в сезоне 2006 года результатам отстают довольно существенно. Я считаю, что в этом есть косвенная заслуга фонда. Он помог спортсменам спокойно тренироваться и не думать о том, что нужно участвовать в том или ином коммерческом турнире, подчас в ущерб основным международным предолимпийским стартам.
А. К.: Впечатлений достаточно много. Я по своей предыдущей работе порядка 18 лет прожил за границей, а по одной из специальностей – востоковед. Восток, как сказал герой фильма "Белое солнце пустыни", – дело тонкое. И я это отчетливо понял, когда находился в Пекине. Китай – это очень сложная и отличная от многих других страна. Это древнейшая культура, которой более 3,5 тыс. лет. Но дело не только в этом. В Китае сохранен баланс, который, как показывают последние годы, очень хорошо работает на экономику страны и на спорт высоких достижений тоже. Элементы рыночной экономики там сосуществуют с четкой партийной дисциплиной. Решения партии неукоснительно выполняются многочисленными гражданами Китайской народной республики.
Смешение этих стилей управления дает очень хорошие плоды, в том числе в спорте. Это неотъемлемая часть жизни страны и по сути – один из национальных проектов. Китайцы хорошо воспринимают новшества, быстро учатся. Они успешно перенимают и применяют многое, в том числе спортивные методики и методики тренировок.
А. К.: Безусловно, о непростых климатических особенностях Китая забывать не стоит. Когда мы были в Пекине, там было 36 градусов. Но самое неприятное заключается в том, что в августе влажность достигает 90–93%. Это очень много. Показывать высокие достижения спортсменам, которые там будут выступать на открытом воздухе, а не в помещениях, будет очень тяжело. Поэтому важную роль сыграет акклиматизация.
И я понимаю руководителей российского спорта, говорящих о необходимости для наших сборных команд оказаться в подобных часовых поясах в период финальной подготовки к Олимпиаде. К примеру, в Сибири. Акклиматизация – это важно, так что победят в том числе и те, кто сможет адаптироваться к непривычным условиям.
А. К.: Я особенно не наблюдал, да и цель поездки заключалась не в этом. Мы видели олимпийские сооружения в очень высокой степени готовности. Скорость их строительства и реконструкции просто поражает. И я думаю, примерно также быстро, как строятся эти олимпийские объекты, будут расти и достижения китайских спортсменов. Не удивлюсь, если на Олимпийских играх в Пекине китайская сборная займет достойное место и войдет в первую тройку в общекомандном зачете.
А. К.: Я не стал бы драматизировать эту ситуацию и тем более критиковать кого бы то ни было за неудачную смену поколений или неудачные выступления в прошедшем сезоне. Об этом уже много было сказано и написано. Но факт остается фактом. Впервые с 1962 года мы на чемпионате мира в Токио остались совершенно без медалей в фигурном катании. И эту ситуацию нужно тщательно анализировать.
Проблемы есть. Я не раз разговаривал на эту тему с бессменным президентом Федерации фигурного катания Валентином Писеевым. Проблема вызвана и сменой поколений, и недостатком качественного льда, потому как далеко не везде есть специальный лед для фигуристов. О недостатке профессиональных тренеров тоже нельзя не сказать.
Совершенно ясно, что две основные школы фигурного катания находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Тренеры высокого ранга, которые могут подготовить чемпионов, у нас, к сожалению, в других городах практически отсутствуют. На мой взгляд, это также и проблема регионов. Именно там нужно сегодня организовывать детские спортивные школы, которых по сравнению с Советским Союзом, стало значительно меньше. В этом должны быть задействованы и местные власти. Они должны помогать развивать те виды спорта, в которых видят перспективы для своего региона. У нас северная страна, и зимние виды спорта – это наш конек, как, к примеру, конькобежный спорт – в Голландии, а лыжи – в Норвегии.
Фигурное катание – наш национальный вид спорта. Осенью прошлого года все с удовольствием смотрели по телевидению популярные программы с участием звезд на льду. На мой взгляд, это были по-настоящему прекрасные зрелищные выступления, и они, конечно, спровоцировали дополнительный приток желающих в школы фигурного катания в России.
Занятия по фигурному катанию сейчас стоят немалых денег. Цена иногда доходит до 1 тыс. рублей за час занятий, а таких занятий в неделю примерно четыре, а может, и больше. В итоге выходит приличная сумма – $500–600 в месяц. И родители идут на это. Мы возвращаемся к нашим национальным видам спорта, и это, безусловно, радует.
А. К.: Мы постоянно расширяем свою деятельность. В 2005 году, в самом начале деятельности фонда, была лишь одна программа – поддержки олимпийцев, осуществлявших подготовку к Олимпиаде в Турине в 2006 году. Сегодня Фонд участвует в процессе подготовки к Олимпиадам в Пекине и Ванкувере, поддерживая не только спортсменов, но и их наставников. В конце прошлого года было принято решение о выплатах разовых грантов олимпийским чемпионам прошлых лет. В прошлом году в декабре отмечали 50-летний юбилей зимней и летней Олимпиад, которые прошли в 1956 году в Мельбурне и Кортина д'Ампеццо.
Участие Фонда не ограничилось элементарной передачей денежных сумм. Дело в том, что мы смогли, как мне кажется, организовать это событие по-человечески тепло и с большим вниманием к нашим ветеранам. Они думали, что о них забыли, но это не так. Смог приехать, и я очень признателен ему за это, Дмитрий Медведев. Вручил ветеранам не только сертификаты о присвоении грантов, но и благодарственные письма. Он поздравил каждого спортсмена лично и сказал теплые слова. Это было воспринято олимпийцами, возможно, даже с большей теплотой и радостью, чем получение грантов. Хочется отметить, что многие спортсмены-ветераны до сих пор прекрасно выглядят в свои 80 лет – их можно показывать по телевидению как рекламу здорового образа жизни. Это очень хороший пример для молодых людей в России.
А. К.: В этом году мы приняли грантовую программу для всех олимпийских призеров, достигших пенсионного возраста. Сегодня их несколько сот человек, и это количество будет ежегодно увеличиваться. Это будут добавки к пенсии, которые станут нашими обязательными программами.
А. К.: Не готов пока точно сказать, какие это будут программы, но могу заверить, что я имею соответствующие четкие директивы от высшего руководства Фонда. Мы будем присматриваться и начинать вплотную готовиться к Сочи-2014. Олимпиада пройдет через 7 лет и совершенно ясно, что там будет выступать молодое поколение, которое сейчас в детском или юниорском возрасте. Могу сказать, что в ближайшее время могут быть рассмотрены, разработаны и приняты новые программы для будущих олимпийцев.
А. К.: Я думаю, что спорт сегодня практически стал национальной идеей. В любом случае, спорт учит выносливости, настойчивости в достижении целей, улучшает здоровье и помогает преодолеть жизненные невзгоды и неурядицы. И то, что наша страна, как любая другая, озабочена тем, что молодое поколение должно быть здоровым, это хорошо. Фонд поддерживает олимпийцев России. Я не вижу причин, почему бы мы не могли поддерживать юношеские Олимпийские игры. Это заложено в нашем названии, в наших функциях. Конечно, конкретные решения по конкретным программам принимаются попечительским советом и учредителями фонда.
А. К.: Я занимаюсь большим теннисом. Я начал играть в 1982 году, задолго до того, как этот спорт стал популярен. В свое время мой отец подарил мне теннисную ракетку и сказал, что этой ракеткой он играл с Николаем Озеровым. Помнится, это послужило хорошим стимулом к обучению. Играю до сих пор. Кроме тенниса люблю катание на лыжах. Горные лыжи пока не освоил, но хотелось бы научиться. Надеюсь на помощь Леонида Тягачева – известного профессионала в этом деле.
А. К.: Я не думаю, что 2 года – такой уж великий юбилей. Мы получили официальную регистрацию 27 июля 2005 года. С тех пор Фонд оформился и встал на ноги. Я искренне горжусь тем путем, который мы все вместе прошли за этот период времени. В первую очередь, хотелось бы поблагодарить учредителей, благотворительные взносы которых дают возможность Фонду работать, поддерживать наши сборные по летним и зимним видам спорта. Недавно подвели итоги работы за 2006 год: расходы на обеспечение деятельности Фонда составили менее 1,3% общего бюджета. Это очень хороший показатель, если принять во внимание, что по законодательству благотворительные организации могут тратить на свое функционирование до 20%. Я считаю, это хороший подарок всем, прежде всего – нашим учредителям, ко дню рождения организации.
Надежда Королева
www.dp.ru